Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп

Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп
Страница 1

Постановка проблемы. В современной общественной жизни России растет потребность в квалифицированных специалистах-психологах. Такой социальный заказ формируется, очевидно, под влиянием подчас деструктивных социально-экономических трансформаций общества, которые приводят к девиантному и делинквентному поведению, суицидам и депрессиям, снижению роли государства и семьи в регламентации жизнедеятельности общества. И в связи с этим наблюдается закономерный рост интереса к исследованиям специфики профессиональной деятельности и профессионального становления психолога

В современных условиях в ходе глубокой разработки проблем формирования профессионализма психолога широко распространяется понимание процесса профессионализации как целостного феномена, который включает в себя совокупность компонентов как объективного, так и субъективного характера

В современных акмеологических исследованиях, определяя понятие профессионализма, выделяют не только такие традиционные профессионально важные качества личности психолога, как интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, волевые, организаторские [2], но и такие общие признаки профессионализма, как знания, профессиональные позиции, профессиональная ментальность, субъективный опыт. Профессиональное сообщество описывают как условие и источник развития профессионала, задающее общие нормы деятельности, культурные способы и предмет деятельности.

Наше исследование посвящено проблемам профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп. Интерес к этой проблематике возник в связи с созданием и функционированием психологических служб в различных общественных сферах, работая в которых, психологи для успешной профессиональной деятельности должны эффективно взаимодействовать с различными специалистами: педагогами, врачами, менеджерами и т.д.

В процессе такого профессионального сотрудничества возникают принципиально новые проблемы, вызванные различием профессиональных культур и профессиональных позиций специалистов по отношению к значимым объектам совместной профессиональной деятельности. Неодинаковое видение мира, различия в ментальности порождают определенные "смысловые барьеры" во взаимопонимании специалистов разных профилей, препятствуют успешному сотрудничеству. Психологическое знание о разнотипных профессиях является необходимым условием хорошего взаимопонимания, взаимоуважения и делового объединения людей [7, 8,9].

Для организации эффективного профессионального взаимодействия психологов и профессионалов других специальностей необходимы дальнейшие исследования профессиональной ментальности.

В зарубежной и отечественной психологии исследованияментальности плодотворно ведутся в рамках концепции социальных представлений [3,4, 5,12].

Категорию социального представления определяют как специфическую форму познания, а именно знание здравого смысла, содержание и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления - это свойства обыденного практического мышления, направленного на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. Как таковые, они обладают особыми характеристиками в области организации содержания, ментальных операций и логики [12].

В нашем исследовании представляется возможным и целесообразным исследовать профессиональную ментальность с позиций концепции социальных представлений. Мы провели исследование структуры и содержания социальных представлений о личности и деятельности психолога у специалистов разных профессиональных групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем "золотые правила" педагогики: - не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать ...

Деятельность Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских
Большую роль в пропаганде идей сближения педагогики с медициной, основных принципов воспитания и обучения умственно отсталых детей и в разработке организационных форм помощи этим детям сыграла деятельность врачей-супругов Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских. И.В. Маляревский — врач, педагог, писатель. Он очень рано пр ...

Основные теоретические положения концепции НЛП. Раскрытие понятия НЛП.
Нейро-лингвистическое программирование – быстро развивающееся направление прикладной психологии, одной из главных задач которого является установление эффективной коммуникации между людьми. Умение правильно общаться является серьезной проблемой для многих людей, поэтому развитие креативного мышления, овладение техникой общения и взаимо ...

Категории