Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Гендерные особенности психических процессов младших школьников

Гендерные особенности психических процессов младших школьников
Страница 2

Начнем с рассмотрения самооценки физического развития, доминантности и власти. Как и следовало ожидать, почти по всем показателям наблюдается превосходство мальчиков и мужчин. В 6-8 лет мальчики более высоко оценивают свои потенциальные возможности и власть (а по физической силе различий с девочками нет), в подростковом возрасте — физическую силу. Мальчики также ценят свое доминирование над другими и грубость и склонны переоценивать сбой статус в классе, но больше им интересуются.[4]

Очень показательно, что в 8 лет свою физическую силу девочки и мальчики оценивают одинаково — в связи с акселерацией девочки в этом возрасте не только не уступают мальчикам, но порой и превосходят их по физическим параметрам. Но с началом полового созревания все меняется, и, по-видимому, в этом случае самооценка физической силы адекватна — и у мальчиков, и у девочек.[22]

Интересные закономерности обнаруживаются при анализе исследований социальной я-концепции и самооценки.

В целом можно говорить о превосходстве женского пола по социальной я-концепции — начиная с 10 лет (в периоды новорожденности и младенчества особого преимущества девочек по реакциям на социальные стимулы нет). Девочки больше мальчиков ценят свои социальные качества — свою сенситивность и межличностную гармонию. Однако по другим данным в отдельные периоды мальчики им не уступают в этом плане. При этом данные различия по-разному проявляются в младшем школьном возрасте, у подростков и взрослых.[4]

По-видимому, с началом школьного обучения у ребенка идет активное развитие и осознание своих социальных качеств — ориентации на группу и групповую деятельность, стремления к межличностному общению, коммуникативных черт, а ориентиром для самооценки в этом возрасте служит оценка учителей. Неудивительно, что в этот период самооценка социальности и ее оценка учителями совпадают (и у мальчиков и у девочек). Начало полового созревания, по-видимому, означает для детей приобщение к взрослому миру, и не случайно, что в подростковом периоде самооценка возрастает. При этом, поскольку девочки созревают раньше, то, естественно, раньше обнаруживается и их преимущество в этом плане (в 11-12 лет), у мальчиков же такое преимущество возникает позже (в 13 лет). В 16 лет половых различий по самооценке не отмечено, а начиная с 17 и вплоть до 45 лет девушки и девочек оценивают свою социальную ориентацию, межличностные отношения и социальный опыт выше, чем юноши и мальчики.[21]]

Мужчины считают себя уверенными, хотя и не являются таковыми. Таким образом, мальчики пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке. Эти данные ярко демонстрируют, что причина различий между полами по самооценке — желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые предписывают женщинам и мужчинам определенное поведение (здесь — традиционное: мальчики — уверенные, девочки — неуверенные в себе люди), которое может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям.[21]

Рассмотрим еще один аспект исследований самооценки — ее устойчивость. Этот показатель также важен для понимания различий между полами. Какие же различия здесь обнаружены?

Страницы: 1 2 3 4


Исследование
Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского возраста, у которых после двукратного обследования было выявлено изменения в аутосимпатии, в сторон ...

«Жизненные» примеры. Как понять девушек?
Аллан, юноша из маленького американского городка , приехал в Нью-Йорк, чтобы навестить своего друга Теда. Однажды вечером по пути на вечеринку к Теду Аллан увидел красивую молодую брюнетку, которая перешла улицу, а затем пошла по улице перед ним. Аллан последовал за девушкой, очарованный ее дразнящей походкой. Аллан не испытывал ни мале ...

Характеристика личности группового тренера
Cуществуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция прис ...

Категории