Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Гендерные особенности психических процессов младших школьников

Гендерные особенности психических процессов младших школьников
Страница 4

И, наконец, обратимся к тому, каким образом интерпретируются установленные различия в самооценке между полами.

Считается, что любой человек стремится повысить свою самооценку (независимо от пола). У. Джеймс еще в 1890 г. назвал это стремление мотивом «поиска себя» или «любви к себе». В 1988 г. Тессер и коллеги создали теорию сохранения самооценки, согласно которой человек, добивающийся больших успехов, чем другие, испытывает положительные эмоции и сохраняет свою высокую самооценку, особенно если он сравнивает себя с близкими людьми и в области, значимой для его самоопределения. Напротив, если близкие добиваются большего успеха, он ощущает угрозу своему благополучию. Это явление было названо эффектом 5ЕМ. Иначе говоря, позитивная самооценка возможна лишь при условии дистанцирования от близких людей. Тессером были получены результаты, подтверждающие эту теорию в области половых различий: мальчики чаще девочек дружат с теми, кто добивается худших результатов в решении важных для них задач, а также склонны дистанцироваться от тех сверстников, которые успешны в учебе, спорте и других областях больше, чем они сами. У девочек же (в студенческом возрасте), вопреки предсказаниям теории, эффект 5ЕМ не проявлялся — они считали, что их друзья добьются больших успехов, чем они.[21]

Под влиянием этих данных С. Кросс и Л. Мэдсон заявили, что теория Тессера применима только к мужчинам: дело в том, что им свойственна независимая, а женщинам — взаимозависимая я-концепция, поэтому девочки стремятся представить свои способности и достижения как скромные, чтобы не задеть чувства других людей. Мальчики же, сравнивая себя с другими, не боятся их обидеть.

Хесерингтон и коллеги подтвердили последнюю гипотезу. Студентов попросили оценить свои академические успехи в будущем, сравнивая себя с самым неуспевающим учащимся. Когда они отвечали анонимно, гендерных различий не было, но когда надо было делать это публично, девушки старались принизить свои успехи и возможности.[4]

Таким образом, здесь снова можно наблюдать влияние гендерных стереотипов. Общество предписывает мальчикам и мужчинам добиваться успеха, быть уникальными, неповторимыми, конкурентными и т. п., и это действует как постоянное подкрепление: если индивид соответствует стереотипу, он получает положительное подкрепление (его хвалят, уважают, им восхищаются), если же нет — следует негативная оценка личности. Соответственно меняется и самооценка. Видимо, то, что мужчины и мальчики вынуждены прибегать к более мощной защите своей самооценки, свидетельствует об их более сложных личностных проблемах, но это предположение нуждается в специальной проверке в дальнейших исследованиях.[22]

Таким образом, половые различия прослеживаются по различным аспектам самооценки, ее устойчивости, нарциссизму. Они были обнаружены и в гендерных установках детей.

Таким образом, различия в самооценке и я-концепции обнаруживаются по разным параметрам — тем, которые ценит в себе каждый пол (мужчины — физические возможности и доминирование, женщины — социальную сенситивность, коммуникативность). Общество конструирует гендерные различия и в количественном плане — по сравнению с детским возрастом взрослые женщины склонны к снижению своей самооценки и росту неуверенности в себе, а мужчины — к повышению самооценки и росту своей уверенности — возможно, в силу того, что общество положительно подкрепляет их в этом отношении.[4]

Страницы: 1 2 3 4 


Психологические признаки стресса
Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса: Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возб ...

Процесс мышления
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих ...

Задача 12
Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению. Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, образование квазипотребн ...

Категории