Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Гендерные особенности психических процессов младших школьников

Гендерные особенности психических процессов младших школьников
Страница 3

Самооценка и представление о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. Можно выделить 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки: 1) степень открытости во взаимоотношениях; 2) реакция на обратную связь; 3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми; 4) защитные механизмы (компенсаторное поведение; стратегии самопрезентации и самоусиления). [4]

Открытость. Мальчики не раскрывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам так легко, как это делают девочки (данные Ривенбака). Откуда такая открытость у девочек и закрытость у мальчиков? Открытость, вообще говоря, может обернуться и выгодами, и проигрышами (если тот, кому доверились, не оправдал надежд). Точно так же и закрытость имеет свои плюсы и минусы. Если никому не раскрываться, рискуешь остаться без друзей и близких. Мальчики и девочки осваивают социальный мир — сначала детский, а затем взрослый. Возможно, девочки, созревая раньше мальчиков и в личностном отношении, больше ориентируются на мир взрослых и поэтому больше им доверяют. Но самым правдоподобным объяснением, пожалуй, является связь с освоением гендерных ролей. Возможно, и взрослые женщины охотнее рассказывают о себе, своих мыслях и чувствах другим людям, чем мужчины, при этом и девочки и мальчики подражают взрослым представителям своего пола. Однако такое предположение нуждается в экспериментальной проверке.[5]

Реакция на обратную связь. Молодые мужчины не реагируют на негативную обратную связь (когда им сообщают, что их социальная сенситивность недостаточно развита), но реагируют на позитивную (в этом случае их сенситивность подобного рода увеличивается). Женщины в этом плане более чувствительны и уязвимы — они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь. Здесь мы снова наблюдаем, что и та и другая позиции имеют свои плюсы и минусы. Нечувствительность дает более мощную защиту от обид и неудач, но зато может приводить к проблемам во взаимоотношениях (например, из-за ошибок восприятия). Зато высокая сенситивность к мнениям других людей (которая позволяет быстро повышать коммуникативную компетентность) может причинять страдания ее обладателю.[4]

Такая защитная реакция позволяет мальчикам ощущать свои потенциальные возможности, не зависящие от мнения других, а девочкам — чутко реагировать на изменение ситуации. Так что не будем давать оценочные характеристики — у обоих полов есть и преимущества, и недостатки. Проблема возникает только тогда, когда представители какого-либо пола не получают возможностей для своего развития, если окружающие и общество в целом искусственно занижают их самооценку. Это может касаться и женщин и мужчин.[3]

Стресс во взаимоотношениях. Низкая самооценка девочек и девочек обусловлена переживаниями, которые возникают из-за ухудшения взаимоотношений с близкими людьми (Цукерман Г.А.), например, когда близкие друзья не прощают им обид, — у мужчин такое событие не оказывает влияния на самооценку (Ходжинс и коллеги). Мне кажется, это происходит потому, что для девочек более значимы близкие взаимоотношения, и не последнюю роль здесь играют гендерные стереотипы — общество предписывает девочке такие переживания и такое поведение.[5]

Страницы: 1 2 3 4


Правила общения по телефону
Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Благодаря ему многократно повышается оперативность решения множества вопросов и проблем, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другое учреждение, город для выяснения обстоятельств какого-либо дела. По телефону можно сделать очень многое: ...

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школе
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифферен ...

Знаменитые экстрасенсы. Случаи из жизни
Еропейская страна, спортзал школы нашего посольства, финал азартной волейбольной партии. Сборная журналистов играла на пиво с дипломатами. Помощник военного атташе Анатолий Сергеев мощно подавал "крюком". Но перед ударом по мячу он резко оборачивался и бросал взгляд на соперника. Тот, словно загипнотизированный, стоял столбом ...

Категории