Введение
Страница 2

Анализ литературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В.Запорожец, Я.З. Неверович) именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического - регуляторная.[4].

В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (Д.Б. Эльконин).[20]. В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно - без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственной основе. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуют сверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети - "диктаторы" - чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как, например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе (Т.А.Репина). В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э.В. Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием – самомнением. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.[6].

В связи с вышесказанным мы нашли актуальным рассмотрение специфики вопроса взаимосвязи игры и самооценки у детей старшего дошкольного возраста, что и определило тему нашего исследования: «Влияние игр на развитие самооценку ребенка».

Объект: дети старшего дошкольного возраста

Предмет: особенности самооценки дошкольников и

условия ее формирования под влиянием оценки игровой группы сверстников.

Цель: обосновать процесс развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Гипотеза: процесс развития адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если реализовать систему игровых занятий, способствующих эффективной актуализации потенциальных возможностей ребенка при формировании этой сферы личностного становления.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в современной науке;

2. Охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста;

Страницы: 1 2 3


Понятие о воли
Воля - сознательная само регуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Другими словами, воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние ...

Задача 5
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие – особенностям памяти компьютера. А) Весь объем материала никогда не запоминается целиком (человек); Б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли ка ...

Стиль руководства трудовым коллективом.
Базовая методика, позволяющая определить стиль руководства трудовым коллективом, была разработана В. П. Захаровым. Мы предлагаем вашему вниманию методику, позволяющую выявить несколько стилей руководства трудовым коллективом. Подробное объяснение порядка проведения тестирования приводится ниже. Порядок проведения тестирования Тест в ...

Категории