Результаты исследованияСтраница 2
Результаты исследования показали, что количество страхов у детей данной группы соответствует возрастной норме: мальчики – 7 страхов, девочки - 9страхов.
Нами выявлено наличие следующих страхов у исследуемых детей среднего дошкольного возраста:
· Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ: 100 % - мальчики, 100% -девочки
· темноты: 80 % - мальчики, 100% - девочки
· потеряться: 80 % -мальчики; 80 % - девочки;
· страшных снов : 80 % - мальчики; 60 % - девочки;
· волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных): 60 % - мальчики; 40 % - девочки;
· чужих людей: 40 % - мальчики, 40 %- девочки;
· перед тем как заснуть: 20 % - мальчики; 60 % - девочки;
· воды: 40 % - мальчики; 60 % - девочки;
· пожара: 40 % - мальчики; 40 % - девочки;
· врачей : 40 % - мальчики; 20 % - девочки;
· уколов: 40 % - мальчики; 60 % - девочки;
· мамы или папы: 20 % - мальчики; 20 % - девочки;
· огня: 20 % - мальчики; 40 % - девочки;
· наказания: 0 % - мальчики; 20% - девочки;
· когда очень высоко (страх высоты) : 0 % - мальчики; 20 % - девочки;
· неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом): 20 % - мальчики; 0 % - девочки.
Рисунок 1. Особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста
Таким образом, мы можем выделить основные группы страхов, которым подвержены исследуемые дети среднего возраста:
1. Сказочные персонажи
2. Темнота, страшные сны
3. Потеряться
4. Животные
Это группа страхов, носящих «мифологический», «воображаемый» характер, представленная мифологическими персонажами и животными. Большинство детей запугивается, с одной стороны, действительными предметами, которым придаются фантастические размеры и свойства, с другой стороны — чисто вымышленными существами.
Страшные персонажи у Кати И. отражают страх наказания родителей. По поводу Бабы- Яги девочка говорит: «Мама превратилась», что может говорить о недостатке любви, жалости и сочувствия со стороны матери.
Темнота у Сережи И. вызывает страх перед воображаемыми грабителями или чудовищами, тревогу в связи с возможными физическими увечьями или смертью
Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила Света П.: «Папа нужен для того, чтобы убить злодеев».
Гриша М, Илья К. говорят про волка, про медведя, что они приходят и едят детей, Сережа И., Илья К., Света П., Катя И. - про дядьку, - что он уносит детей с собой в мешке.
Сережа И., Антон П., Маша К., Оля В. отмечают целый ряд фантастических существ: леших, колдунов, бабы-яги, зеленый гоблин, динозавр и т.п.
Беседы с детьми позволили выделить три группы мифологических страхов. Первая группа - страхи мистических существ (чаще всего - драконообразных). Вторая - страхи «фантастических нелюдей», мистических персонажей, наделенных свойствами человека и животного. Третья - страхи животных, представляющих особую разновидность мифологических персонажей, наделенных волшебной силой. В этот возрастной период телевиденье (фильмы ужасов, иностранные мульфильмы) оказывает существенное, значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка и способов ее выражения. Постоянная демонстрация стрельбы, нападений и катастроф, как в телевизионных новостях, так и в телефильмах, безусловно, наносит вред ребенку. Детей, склонных к агрессии, это может натолкнуть на такие формы насилия, какие они сами никогда бы не придумали. У других детей деформации подвергается вся эмоциональная сфера.
Таким образом, мы видим, что преобладают фантазийные страхи у данной категории детей, что соответствует возрасту.
Результаты исследования развития воображения по методике О.М. Дьяченко мы свели в таблицу 2 и диаграммы (рис 2, 3)
Таблица 2.
Ф.И. ребенка |
Коэффициент оригинальности |
Тип решения задач на воображение |
Гриша М. |
3 |
1 |
Сережа И. |
1 |
2 |
Антон П. |
2 |
1 |
Саша П. |
3 |
1 |
Илья К. |
3 |
1 |
Света П. |
2 |
1 |
Маша К. |
3 |
2 |
Оля В. |
3 |
2 |
Ира Д. |
1 |
1 |
Катя И. |
1 |
2 |
Чувство компетентности.
Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека.
"Чувство компетентности - чувство: "Я могу делать это!" Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. ...
Понятие брак и его основные виды
Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:
1. Регулирование личных половых отношений.
2. Регулирование передачи и получения н ...
Обучение запоминанию в
дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...