Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Роль профессиональной направленности в становлении специалиста. Профессиональная направленность личности, ее составляющие

Роль профессиональной направленности в становлении специалиста. Профессиональная направленность личности, ее составляющие
Страница 1

Одной из самых важных проблем в жизни каждого человека является проблема выбора профессии. Выбор профессии должен зависеть не только от наших личных потребностей, но и от наших способностей. Ведь порой, выбрав не лучший вариант, нам приходится переучиваться, подстраиваться под новую работу, что, соответственно, ведет к негативным последствиям (снижению производительности труда, переутомляемости и т.д.). Поэтому так важно рассмотреть профессиональную направленность личности.

Выбор профессии происходит у всех по-разному, но идеальный процесс определения оптимального варианта происходит следующим образом (рис. 1).

Рис.1. Профессиональный выбор

Интерес к профессии – это избирательное отношение, возникающее после просмотра работы другого человека, прочтения книги и т.д.

Склонности — это направленность человека на определенную деятельность в виде устойчивой потребности заниматься ею.

Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях.

Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Способности имеют свойство обнаруживаться только при включении в деятельность.

Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.[1]

Таким образом, профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность становится важнейшей в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой выбор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.

Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.

В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Психологи выделяют пять основных профессиональных сфер: профессии типа «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак» и «человек — художественный образ».

Существует специальный опросник (ДДО), разработанный Климовым, показывающий, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Какие же факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии (рис. 2).

Овал: 8 факторов выбора профессии:
Страницы: 1 2


На «сеансах» у Эмиля Куэ
Весь город полон его именем. К нему стекаются люди из всех слоев населения. Каждого ждет одинаковый прием. И уже одно это радушие имеет для многих большое значение. Но больше всего захватывает, конечно, когда наблюдаешь, как люди, пришедшие на сеанс с угрюмыми, искаженными болью, а иногда и враждебными лицами (они страдают!), — расходят ...

Результаты исследования. Обработка первичных экспериментальных данных
Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием четырёх действий арифметики. Протоколы тестирования представляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками» в ...

Выявление потребности.
Выявление потребности - важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимы особые психологические качества. Речь идет не только о тем, чтобы внимательно выслушать потенциального покупателя, выбрать манеру поведения и очертить круг вопросов, но также и в том, что продавцу следует вызвать откровенность и отказаться от собств ...

Категории