Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Роль профессиональной направленности в становлении специалиста. Профессиональная направленность личности, ее составляющие

Роль профессиональной направленности в становлении специалиста. Профессиональная направленность личности, ее составляющие
Страница 1

Одной из самых важных проблем в жизни каждого человека является проблема выбора профессии. Выбор профессии должен зависеть не только от наших личных потребностей, но и от наших способностей. Ведь порой, выбрав не лучший вариант, нам приходится переучиваться, подстраиваться под новую работу, что, соответственно, ведет к негативным последствиям (снижению производительности труда, переутомляемости и т.д.). Поэтому так важно рассмотреть профессиональную направленность личности.

Выбор профессии происходит у всех по-разному, но идеальный процесс определения оптимального варианта происходит следующим образом (рис. 1).

Рис.1. Профессиональный выбор

Интерес к профессии – это избирательное отношение, возникающее после просмотра работы другого человека, прочтения книги и т.д.

Склонности — это направленность человека на определенную деятельность в виде устойчивой потребности заниматься ею.

Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях.

Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Способности имеют свойство обнаруживаться только при включении в деятельность.

Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.[1]

Таким образом, профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность становится важнейшей в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой выбор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.

Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.

В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Психологи выделяют пять основных профессиональных сфер: профессии типа «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак» и «человек — художественный образ».

Существует специальный опросник (ДДО), разработанный Климовым, показывающий, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Какие же факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии (рис. 2).

Овал: 8 факторов выбора профессии:
Страницы: 1 2


Методы исследования ощущений, восприятия и представлений
Осмотр и наблюдение в некоторых случаях могут дать очень много. О наличии, например, гиперестезии и гиперпатии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: человек садится к окну спиной, просит собеседника говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопа ...

Правила этикета
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Приведем некоторые с ...

Психологические основы обучения. Теории обучения
Образовательный процесс, начиная со второй половины XVIII века, становится объектом теоретического педагогического и психологического осмысления. Можно выделить несколько психологических направлений, формулирующих основные положения теории обучения. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в н ...

Категории