Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Методы изучения профессиональной направленности

Методы изучения профессиональной направленности
Страница 2

Зигзаг

- несёт креативность, творчество, хотя бы потому, что самый уникальный из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Люди этого типа – идеалисты, они эксцентричны и экспрессивны, неорганизованны и конфликтны. Они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца.

Круг

- самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет рабочий коллектив, т.е. - стабилизирует группу. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круг - прирожденный психолог. Однако, часто он слабый организатор.

Также существует методика Дж. Голланда, однако, мною она использована не была. Её суть состоит в следующем:

Даны 42 пары профессий. Нужно выбрать в каждой паре одну профессию, которая нам более симпатична. Затем по ключу подсчитать баллы и определить свой социальный тип личности:

1) Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания.

2) Интеллектуальный тип. Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

3) Социальный тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека.

4) Офисный тип. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов.

5) Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

6) Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Не отрицая возможности и целесообразности использования традиционных опросных и тестовых методов для изучения профессиональной направленности, следует заметить, что тесты, с одной стороны, нуждаются в дополнении иными методами, а с другой стороны, возникает необходимость разработки методик, которые позволили бы изучить предпосылки и первые проявления профессиональной направленности, проследить преемственные связи между разными возрастными периодами, что не вполне позволяют сделать вышеупомянутые опросники и тесты. Представляется необходимым выделить требования к диагностическому исследованию, целью которого является изучение профессиональной направленности в период допрофессионального развития:

1) Методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности испытуемых на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективацию внутренних тенденций в разнообразных формах, как вербальной, так и графической.

2) Профессиональная направленность подростка не может выражаться в реальной деятельности, поэтому методики должны позволять моделировать теми или иными средствами ситуацию той целенаправленной деятельности, которая будет осуществляться в будущем, что и составляет суть экспериментальной процедуры.

Страницы: 1 2 3


Материал для восприятия температурных различий.
Тёплые кувшины. Материал: 8 металлических кувшинов. Цель: Дифференциация восприятия температурных различий. Возраст: Около трёх лет. Как работать с материалом. Учитель наполняет кувшины водой различной температуры. Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия. Это упр ...

Заключение.
В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период. Исследуя различные пути преодолени ...

Деловое взаимодействие в системе покупатель-продавец. Структура взаимодействия.
По определению, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Г.М.Андреева предлагает выделять в феномене межличнос ...

Категории