Агрессивность
Страница 1

Психологический портрет подростка был бы явно не полным, если в нём будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей,

Но и самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Оно вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительных учреждений. Практически оно затрагивает всех, кто, так или иначе, соприкасается с подростками. Поэтому так важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессии и условия ёё становления.

“Агрессивное поведение – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения” - Пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный или мотивационный аспект, а именно поведенческий аспект проявления агрессии.

Агрессия (от латинского “agressio” - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (Отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (Реан А. А. 1999г с 218)

А. Босс разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: “…Реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.)

Это недоверие, осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Мир кажется жестоким.

Можно выделить 3 основных фактора становления агрессивных форм поведения.

1. Семья как фактор агрессивного поведения.

Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в семье ребёнок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения. Этому способствуют: Характер семейных взаимоотношений, постоянные ссоры, скандалы, драки, между родителями. Во вторых, это стиль семейного руководства: частые и неоправданно жестокие наказания, отсутствие контроля и присмотра за детьми.

2. Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками: Агрессивное поведение связано с положением ребёнка в кругу своих сверстников, отвержение ребёнка другими детьми, низкий социальный статус в группе сверстников так же провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.

3. Третьим фактором усвоения ребёнком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего кино и телевидение.

Агрессивное поведение, возникая в критической (фрустрирующей) ситуации выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения (выхода) ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у детей в критические возрастные периоды. Одним из таких периодов является подростковый возраст.

Рассмотрим более подробно личностные особенности подростков – девочек (12 – 15 лет) на практике.

Информационная карточка №1

1. Название методики: Исследование тревожности (опросник Спилберга)

2. Авто методики: Ч. Д. Спилберг и Ю. Л. Хонин

3. Назначение методики: Дифференцированно измеряет тревожность и как личностное свойство, и как состояние у подростков.

4. Литературный источник: “Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии” 2-е издание, под редакцией А. А. Крылова, С. А. Моничева, Питер 2000 год.

Информационная карточка №2

1. Название методики: Диагностика состояния агрессии у подростков.

2. Авто методики: А. Басс и А. Дарки

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях – они проявляется и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, Также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко становится источником постоянного раздражения. Например, темперамент ...

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.
Клавишная доска (шероховатый - гладкий) Материал: Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой. Прямая цель: Развитие осязания. Узнать раз ...

Общая характеристика периода средней взрослости. Проблема кризиса середины жизни
В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происхо ...

Категории