Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп

Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп
Страница 5

В ходе эмпирического исследования использовался также авторский опросник, который был составлен нд основе контент-анализа речевых сообщений, полученных при проведении фокус-групп.

В основу этого опросника положено содержание наиболее часто встречающихся утверждений, мнений, разделяемых

представителями различных профессиональных групп, включенных в выборку данного эмпирического исследования (бланк опросника см. в [10]). Методика может быть использована для выявления особенностей восприятия психолога в ситуации профессиональной деятельности, а также самовосприятия специалистом-психологом своей личности в профессиональном контексте. В нашем исследовании эта методика создавалась и использовалась для выявления структурных и содержательных компонентов социальных представлений о личности и деятельности психолога в различных профессиональных сообществах (учителя, врачи, менеджеры, офицеры МВД психологи-специалисты и студенты-психологи). Для массового применения в социально-психологической практике опросник может быть доработан: выделены при помощи статистических методов шкалы, разработана стандартная интерпретация показателей.

Опросник состоит из 206 утверждений. В нем имеется блок открытых вопросов (№ 107-111), но подавляющее большинство вопросов являются закрытыми. Для оценки степени согласия с каждым из этих утверждений предлагается 10-балльная шкала. Производится оценка социально-желательного образа психолога-профессионала и обобщенно-собирательного образа "реального" психолога Разведение этих уровней при исследовании социальных представлений призвано детализировать образ, способствовать дифференциации установочного компонента и ценностных элементов представлений, а также вьщелению наиболее эмоционально насыщенных "проблемных" зон в представлении, которые, как мы предполагаем, будут отражены через максимальное расхождение желательного и "реального" уровней в оценке особенностей личности психолога. Для облегчения интерпретации данных исследований суждения сведены в условные "шкалы" на основе их содержательного единства. Таких условных "шкал" -50. Эти условные "шкалы" выделялись посредством экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели факультета психологии и социальной работы ТвГУ и практические психологи из числа респондентов.

При обработке и интерпретации результатов эмпирического исследования использовались качественные и количественные методы, в частности контент-анализ (тематический сегментарный и первичный частотный) специальных документов исследования в виде аудиозаписей и протоколов, полученных при проведении индивидуальных глубинных интервью и фокусированных групповых интервью. В ходе количественного анализа данных использовались факторный анализ (метод главных компонент) и корреляционный анализ данных тестирования, а также вычислялись достоверность различий по выборочным параметрам с использованием t-критерия Стьюдента и описательные статистические параметры выборок.

Изучая поле представлений, мы руководствовались последними современными разработками методов исследования социальных представлении, в том числе и с привлечением математического аппарата

В современных исследованиях иерархического строения поля представления выделяются такие структуры в поле представлений, как центральное ядро и периферия.

Для выделения структуры поля представлений широко используются корреляционный анализ и факторный анализ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выявление потребности.
Выявление потребности - важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимы особые психологические качества. Речь идет не только о тем, чтобы внимательно выслушать потенциального покупателя, выбрать манеру поведения и очертить круг вопросов, но также и в том, что продавцу следует вызвать откровенность и отказаться от собств ...

Деловое общение и психодиагностика
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтное и коммуникабельности. Разумеется, серьезные исследования человеческой психики тре ...

Переговоры и переговорный процесс. Структура и элементы переговорного процесса
Структура переговорного процесса представляет собой последовательность ряда основных элементов переговоров и нескольких дополнительных. Элементы переговоров даны как сами по себе, так и в виде вопросов, на которые должен отвечать участник и перед подготовкой, и во время подготовки, если он хочет, чтобы переговоры прошли успешно [30, с. ...

Категории