Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп

Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп
Страница 5

В ходе эмпирического исследования использовался также авторский опросник, который был составлен нд основе контент-анализа речевых сообщений, полученных при проведении фокус-групп.

В основу этого опросника положено содержание наиболее часто встречающихся утверждений, мнений, разделяемых

представителями различных профессиональных групп, включенных в выборку данного эмпирического исследования (бланк опросника см. в [10]). Методика может быть использована для выявления особенностей восприятия психолога в ситуации профессиональной деятельности, а также самовосприятия специалистом-психологом своей личности в профессиональном контексте. В нашем исследовании эта методика создавалась и использовалась для выявления структурных и содержательных компонентов социальных представлений о личности и деятельности психолога в различных профессиональных сообществах (учителя, врачи, менеджеры, офицеры МВД психологи-специалисты и студенты-психологи). Для массового применения в социально-психологической практике опросник может быть доработан: выделены при помощи статистических методов шкалы, разработана стандартная интерпретация показателей.

Опросник состоит из 206 утверждений. В нем имеется блок открытых вопросов (№ 107-111), но подавляющее большинство вопросов являются закрытыми. Для оценки степени согласия с каждым из этих утверждений предлагается 10-балльная шкала. Производится оценка социально-желательного образа психолога-профессионала и обобщенно-собирательного образа "реального" психолога Разведение этих уровней при исследовании социальных представлений призвано детализировать образ, способствовать дифференциации установочного компонента и ценностных элементов представлений, а также вьщелению наиболее эмоционально насыщенных "проблемных" зон в представлении, которые, как мы предполагаем, будут отражены через максимальное расхождение желательного и "реального" уровней в оценке особенностей личности психолога. Для облегчения интерпретации данных исследований суждения сведены в условные "шкалы" на основе их содержательного единства. Таких условных "шкал" -50. Эти условные "шкалы" выделялись посредством экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели факультета психологии и социальной работы ТвГУ и практические психологи из числа респондентов.

При обработке и интерпретации результатов эмпирического исследования использовались качественные и количественные методы, в частности контент-анализ (тематический сегментарный и первичный частотный) специальных документов исследования в виде аудиозаписей и протоколов, полученных при проведении индивидуальных глубинных интервью и фокусированных групповых интервью. В ходе количественного анализа данных использовались факторный анализ (метод главных компонент) и корреляционный анализ данных тестирования, а также вычислялись достоверность различий по выборочным параметрам с использованием t-критерия Стьюдента и описательные статистические параметры выборок.

Изучая поле представлений, мы руководствовались последними современными разработками методов исследования социальных представлении, в том числе и с привлечением математического аппарата

В современных исследованиях иерархического строения поля представления выделяются такие структуры в поле представлений, как центральное ядро и периферия.

Для выделения структуры поля представлений широко используются корреляционный анализ и факторный анализ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Стиль руководства трудовым коллективом.
Базовая методика, позволяющая определить стиль руководства трудовым коллективом, была разработана В. П. Захаровым. Мы предлагаем вашему вниманию методику, позволяющую выявить несколько стилей руководства трудовым коллективом. Подробное объяснение порядка проведения тестирования приводится ниже. Порядок проведения тестирования Тест в ...

Теории лидерства
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [48]. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организац ...

Виды взаимодействия.
В.А.Соснин и П.А.Лунев выделяют следующие виды общения: понимающее, принижающе-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное. Понимающее (диагностическое) общение ориентировано на понимание собеседника, его уважение, отсутствие каких бы то ни было негативных оценок его состояния и высказываний. Принижающе-уступчивое общение основано на с ...

Категории