Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у
менеджеров и представителей других профессиональных группСтраница 5
В ходе эмпирического исследования использовался также авторский опросник, который был составлен нд основе контент-анализа речевых сообщений, полученных при проведении фокус-групп.
В основу этого опросника положено содержание наиболее часто встречающихся утверждений, мнений, разделяемых
представителями различных профессиональных групп, включенных в выборку данного эмпирического исследования (бланк опросника см. в [10]). Методика может быть использована для выявления особенностей восприятия психолога в ситуации профессиональной деятельности, а также самовосприятия специалистом-психологом своей личности в профессиональном контексте. В нашем исследовании эта методика создавалась и использовалась для выявления структурных и содержательных компонентов социальных представлений о личности и деятельности психолога в различных профессиональных сообществах (учителя, врачи, менеджеры, офицеры МВД психологи-специалисты и студенты-психологи). Для массового применения в социально-психологической практике опросник может быть доработан: выделены при помощи статистических методов шкалы, разработана стандартная интерпретация показателей.
Опросник состоит из 206 утверждений. В нем имеется блок открытых вопросов (№ 107-111), но подавляющее большинство вопросов являются закрытыми. Для оценки степени согласия с каждым из этих утверждений предлагается 10-балльная шкала. Производится оценка социально-желательного образа психолога-профессионала и обобщенно-собирательного образа "реального" психолога Разведение этих уровней при исследовании социальных представлений призвано детализировать образ, способствовать дифференциации установочного компонента и ценностных элементов представлений, а также вьщелению наиболее эмоционально насыщенных "проблемных" зон в представлении, которые, как мы предполагаем, будут отражены через максимальное расхождение желательного и "реального" уровней в оценке особенностей личности психолога. Для облегчения интерпретации данных исследований суждения сведены в условные "шкалы" на основе их содержательного единства. Таких условных "шкал" -50. Эти условные "шкалы" выделялись посредством экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели факультета психологии и социальной работы ТвГУ и практические психологи из числа респондентов.
При обработке и интерпретации результатов эмпирического исследования использовались качественные и количественные методы, в частности контент-анализ (тематический сегментарный и первичный частотный) специальных документов исследования в виде аудиозаписей и протоколов, полученных при проведении индивидуальных глубинных интервью и фокусированных групповых интервью. В ходе количественного анализа данных использовались факторный анализ (метод главных компонент) и корреляционный анализ данных тестирования, а также вычислялись достоверность различий по выборочным параметрам с использованием t-критерия Стьюдента и описательные статистические параметры выборок.
Изучая поле представлений, мы руководствовались последними современными разработками методов исследования социальных представлении, в том числе и с привлечением математического аппарата
В современных исследованиях иерархического строения поля представления выделяются такие структуры в поле представлений, как центральное ядро и периферия.
Для выделения структуры поля представлений широко используются корреляционный анализ и факторный анализ.
Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д.), а не к от ...
Совокупность жестов.
Для начала, мне бы хотелось рассказать о самой распространенной ошибке, которую может сделать новичок при интерпретации языка тела. Это стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может иметь массу значений – перхоть, вши, жара, неуверенность, забывчивост ...
Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания педагогов. Специфика педагогической деятельности
Предметом труда учителя является другой человек, его характер, мировоззрение, привычки, особенности психофизиологии и анатомии, специфика внутреннего мира. Этот первичный, исходный материал, над которым трудится учитель, со своей стороны, сам его преобразовывает. Он вынужден жить в специфической логике объекта своего внимания, своего пр ...
