Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп

Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп
Страница 4

По результатам фокус-групп была разработана система категорий и составлена кодировочная таблица для контент-аналитического исследования речевых сообщений участников фокус-групп.

В данной работе принимали участие студенты-психологи I и IV курсов (29 человек), практические психологи (25 человек), учителя (20 человек), менеджеры (35 человек) и офицеры МВД (12 человек). Всего -121 человек.

На Пэтапе исследования по результатам первичного частотного и сегментарного тематического контент-анализа протоколов фокус-групп был составлен и апробирован авторский диагностический опросник "Личность психолога". Пилотажное исследование проводилось с привлечением студентов-психологов (15 чел.), практических психологов (12 чел.) и преподавателей факультета психологии и социальной работы ТвГУ в качестве экспертов.

На /// этапе исследовались структурные и содержательные элементы поля социальных представлений у специалистов-психологов (30 чел.), учителей (35 чел.), врачей (16 чел.), менеджеров (40 чел.), офицеров МВД (20 чел.) с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) и опросника "Личность психолога".

При обработке, анализе и интерпретации результатов эмпирического исследования использовались качественные методы, а также ряд статистических процедур: корреляционный анализ (ранговая корреляция по Спирмену), факторный анализ (метод главных компонент), высчитывались t-критерий Стьюдента для оценки достоверности различий выборочных параметров и описательные статистические параметры на различных выборках испытуемых.

На этапе сбора информации использовался современный метод качественного группового исследования - метод фокус-групп. Кроме метода фокус-групп применялись еще методы расширенных творческих групп и номинальных групп.

В ходе эмпирического исследования были проведены 9 фокус-групп. Состав участников был однородным по профессиональной принадлежности. Количество участников варьировалось от 5 до 12 человек. Состоялись 3 фокус-группы со студентами I и IV курсов факультета психологии и социальной работы ТвГУ; 2 фокус-группы -с учителями; 2 фокус-группы - с менеджерами; 2 группы -с уже имеющими опыт работы практическими психологами; 1 фокус-группа - с офицерами МВД; 1 фокус-группа - с врачами.

Со студентами факультета психологии и социальной работы и с практическими психологами проводились расширенные творческие группы, а с врачами и с офицерами МВД использовался метод номинальных групп. Метод фокус-групп в традиционном варианте использовался в работе с менеджерами и учителями. Список задаваемых в ходе фокус-группы вопросов имел единую структуру для представителей всех профессиональных общностей, участвующих в исследовании. При проведении расширенных творческих групп использовались невербальные проективные техники "Коллаж", "Психологический рисунок" и вербальные проективные техники "Ассоциации" и "Аналогия" [1].

В эмпирическом исследовании также использовалась методика ЛД (личностного дифференциала). В первом случае предлагалось оценить личностные черты эффективно работающего практического психолога, то есть психолога, с которым легко и продуктивно взаимодействовать в ходе профессиональной деятельности. В результате этой процедуры мы получали информацию о наиболее социально-желательных характеристиках практического психолога

Во втором случае предлагалось описать обобщенный собирательный образ типичного "реального" психолога Давая инструкцию, экспериментатор уточнял, что при оценке можно опираться как на опыт реального взаимодействия в ситуации профессиональной деятельности, так и на другие источники (публикации в средствах массовой информации и др.). Использование этой методики представляется целесообразным в нашем эмпирическом исследовании, так как методика личностного дифференциала построена как модификация метода семантического дифференциала, который позволил выявить некую культурную "модель" личности. Таким образом, мы полагаем, что методика ЛД вполне эффективна при изучении социальных представлений о личности психолога и соответственно адекватна задачам нашего исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, а сейчас еще и интернет-зависимость формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы аддиктивного поведения под ...

Взрослая жизнь.
Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в пер ...

Чудо внутри нас
В сентябре настоящего года мне попала в руки книга Шарля Боуэна, профессора института имени Жан-Жака Руссо в Женеве. Название этой книги: «Внушение и самовнушение». Автор посвящает ее «с глубокой благодарностью Эмилю Куэ, пионеру и другу человечества». Я ее начал читать и до самого конца не мог оторваться. В ней содержится простой и ...

Категории