Психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп » Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп

Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп
Страница 2

Методы исследования: методика личностного дифференциала, авторский опросник, качественно-количественный анализ документов (контент-анализ), групповое фокусированное интервью, а также ряд статистических процедур: ранговая корреляция по Спирмену, t-критерий Стьюдента, факторный анализ (метод главных компонент); высчитьшались описательные статистические параметры на различных выборках испытуемых. При проведении статистических процедур обработки и анализа данных, полученных в эмпирическом исследовании, использовался компьютерный пакет программ "STATISTICA".

Профессиональная группа специалистов-психологов включает в себя как практических психологов со стажем работы от 8 месяцев до 12 лет, так и студентов-психологов, обучающихся на I и IV курсах в 1997/1998 учебном году на факультете психологии и социальной работы Тверского государственного университета (ТвГУ). Специалисты-психологи представлены профессионалами, имеющими практическую направленность своей деятельности в сферах здравоохранения (9 чел.), образования (11 чел.), в подразделениях МВД (10 чел.)

В работе также использовались результаты эмпирического исследования социальных представлений о личности психолога, проведенного под нашим руководством, при написании курсовой работы студенткой факультета психологии и социальной работы ТвГУ Н.В. Моисеевой в 1997/1998 учебном году. В этом исследовании приняли участие студенты I и IV курсов факультета психологии и социальной работы ТвГУ в количестве 29 человек: 10 студентов I курса и 19 студентов IV курса. Возраст участников варьировал от 17 до 23 лет. В работе приняли участие 28 девушек и 1 юноша, что связано с преобладанием представительниц женского пола среди контингента обучающихся на факультете.

Профессиональные группы учителей, врачей, сотрудников подразделений МВД и менеджеров были выбраны нами в качестве объектов для эмпирического исследования, так как прикладная психологическая работа наиболее востребована в сферах народного образования, здравоохранения и в системе МВД. Обзор зарубежных и отечественных литературных источников по проблемам профессионализации специалистов-психологов показывает, что одним из условий эффективности прикладной психологической работы являются оптимальные взаимоотношения и взаимодействие с менеджерами независимо от сферы, в которой эта работа осуществляется. Особый интерес представляет исследование социальных представлений о психологе в организациях и учреждениях, на производственных предприятиях, в коммерческих фирмах различного профиля, так как прикладная психологическая работа там востребована в форме краткосрочных проектов, но специалистов-психологов с полной занятостью в организациях и на предприятиях практически не встретишь. То есть как будто бы социальный заказ сформирован на работу практического психолога в организациях, но институционализация профессии "организационный психолог" только происходит.

Нами поставлена следующая цель исследования: на основе содержательного и структурного анализа выявить сущность социальных представлений о личности и профессиональной деятельности психолога у таких профессиональных групп, как менеджеры психологи, учителя, врачи и офицеры МВД, для обоснования практических рекомендаций по совершенствованию процесса профессиональной подготовки психологов-специалистов.

Цель эмпирического исследования конкретизируется в следующих основных задачах:

1. Выявить общие структурные и содержательные компоненты ядра поля представлений у различных профессиональных групп (психологов-специалистов, менеджеров, учителей и офицеров МВД).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сходство и различие художественного, технического и научного творчества
Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяясубъекта в интенциях, "кипящем котле" его эмоций, образах-символах и "фа ...

Материал для различения размеров.
Розовая башня. Материал: Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см. Прямая цель: Формирование понятий «большой» - «маленький». Косвенная цель: Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы. ...

Что же такое наше "Я", как оно возникает и какова его роль в деловом общении?
"Я" — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формиро ...

Категории