Введение
Страница 1

Актуальность.

Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.

Религия - занимает в жизни человека одно из основных мест и мало что может сравниться с ней по значимости. Исследования религии занимают важное место в отечественной науке, так как Россия религиозная и многоконфессиональная страна. Большую роль эти исследования имеют в связи с распространением деятельности так называемых “тоталитарных сект” и направлений, использующих методы психологического воздействия на сознание людей. Феномены массового сознания своими корнями уходят в происхождение религиозного миросозерцания.

В начале и середине двадцатого века выдающийся австрийский ученый Зигмунд Фрейд в своих работах описал механизмы возникновения религии, ее формирования и эволюции. Попутно на историческом материале он разворачивает принцип психологического анализа событий. Его психологическая реконструкция исторических событий поражает точностью, логикой и глубоким постижением смысла религиозных феноменов. Разработка современного аналитического аппарата на основе учения

З. Фрейда применительно к религиозным феноменам одна из задач стоящих перед психоаналитиками, работающими в области прикладного психоанализа.

Важным фактором для практикующего психоаналитика является понимание механизма возникновения невротических образований. Изучение формирования религии позволяет глубже понять эти механизмы, изучить их на примере возникновения религии. В клинической практике встречаются пациенты для которых религиозное и магическое мышление является основной формой миросозерцания и понимание как работают механизмы защиты в данном случае очень важно для анализа воспроизводимого материала. Умение узнавать действие защит в рассказе пациента повышает эффективность анализа.

В общем плане изучение религиозного мировоззрения помогает лучше понять формирующуюся научную парадигму и обозначить дальнейшие пути развития науки, как человеческой деятельности, и являющейся на сегодняшний день наиболее адекватным способом взаимодействия с окружающим миром.

Объект исследования:

религия как продукт человеческой психики.

Предмет исследования:

основные механизмы формирования религиозного мировоззрения и способы Эго-защиты, встречающиеся в религиозных феноменах.

Цель исследования

состоит в раскрытии психологических механизмов, обеспечивающих возникновение и функционирование религиозного мировоззрения. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1) На основе имеющегося теоретического материала проследить основные линии возникновения религиозного мировоззрения;

2) Понять природу религии с точки зрения классического психоанализа;

3) Выявить последовательность формирования фаз религиозного мировоззрения;

4) Провести параллель между последовательностью формирования религиозного мировоззрения и фазами формирования психического аппарата человека;

5) Описать основные типы Эго-защит, присущие религиозному мировоззрению;

6) Произвести накопление теоретического материала для дальнейших исследований.

Гипотезы исследования:

1) Религия - есть невротическое образование, в основе которой лежат первоначальные конфликты, происходившие в человеческом сообществе и именно религия как способ защиты от этих конфликтов привел к возникновению культуры и принципов, благодаря которым человеческая орда постепенно превратилась в цивилизацию;

2) Человек в своем онтогенезе проходит стадии филогенеза. Это верно и по отношении к психическим явлениям. Поэтому изучая поведение и психику людей на ранней стадии развития можно судить о принципах мышления людей, живущих в прошлые эпохи, зная какая религия была у них ведущей. Обратное тоже верно, изучая принципы религиозных доктрин можно лучше понять механизмы психического функционирования человека находящегося в той или иной фазе формирования психического аппарата и объектных отношений.

Теоретико-методологической основой работы

явились работы З.Фрейда “Тотем и табу” и “Моисей и монотеизм”, а также ряд других его работ. Были использованы работы Анны Фрейд, Нэнси Мак-Вильямс, Ж.Лапланша, Ж-Б.Понталиса, Р.Гринсона. Из отечественных исследователей работы В.М.Лейбина, А.М.Руткевича.

Страницы: 1 2


Тесты-задания
Тест-задание - предполагает получение информации и психологической характеристики человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии либо отсутствии, а также степени ...

Детская деятельность
Детская деятельность - форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение прин ...

Кризис трех лет: причины и симптоматика
Кризис трехлетнеговозраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят ...

Категории