Введение
Страница 1

Актуальность.

Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.

Религия - занимает в жизни человека одно из основных мест и мало что может сравниться с ней по значимости. Исследования религии занимают важное место в отечественной науке, так как Россия религиозная и многоконфессиональная страна. Большую роль эти исследования имеют в связи с распространением деятельности так называемых “тоталитарных сект” и направлений, использующих методы психологического воздействия на сознание людей. Феномены массового сознания своими корнями уходят в происхождение религиозного миросозерцания.

В начале и середине двадцатого века выдающийся австрийский ученый Зигмунд Фрейд в своих работах описал механизмы возникновения религии, ее формирования и эволюции. Попутно на историческом материале он разворачивает принцип психологического анализа событий. Его психологическая реконструкция исторических событий поражает точностью, логикой и глубоким постижением смысла религиозных феноменов. Разработка современного аналитического аппарата на основе учения

З. Фрейда применительно к религиозным феноменам одна из задач стоящих перед психоаналитиками, работающими в области прикладного психоанализа.

Важным фактором для практикующего психоаналитика является понимание механизма возникновения невротических образований. Изучение формирования религии позволяет глубже понять эти механизмы, изучить их на примере возникновения религии. В клинической практике встречаются пациенты для которых религиозное и магическое мышление является основной формой миросозерцания и понимание как работают механизмы защиты в данном случае очень важно для анализа воспроизводимого материала. Умение узнавать действие защит в рассказе пациента повышает эффективность анализа.

В общем плане изучение религиозного мировоззрения помогает лучше понять формирующуюся научную парадигму и обозначить дальнейшие пути развития науки, как человеческой деятельности, и являющейся на сегодняшний день наиболее адекватным способом взаимодействия с окружающим миром.

Объект исследования:

религия как продукт человеческой психики.

Предмет исследования:

основные механизмы формирования религиозного мировоззрения и способы Эго-защиты, встречающиеся в религиозных феноменах.

Цель исследования

состоит в раскрытии психологических механизмов, обеспечивающих возникновение и функционирование религиозного мировоззрения. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1) На основе имеющегося теоретического материала проследить основные линии возникновения религиозного мировоззрения;

2) Понять природу религии с точки зрения классического психоанализа;

3) Выявить последовательность формирования фаз религиозного мировоззрения;

4) Провести параллель между последовательностью формирования религиозного мировоззрения и фазами формирования психического аппарата человека;

5) Описать основные типы Эго-защит, присущие религиозному мировоззрению;

6) Произвести накопление теоретического материала для дальнейших исследований.

Гипотезы исследования:

1) Религия - есть невротическое образование, в основе которой лежат первоначальные конфликты, происходившие в человеческом сообществе и именно религия как способ защиты от этих конфликтов привел к возникновению культуры и принципов, благодаря которым человеческая орда постепенно превратилась в цивилизацию;

2) Человек в своем онтогенезе проходит стадии филогенеза. Это верно и по отношении к психическим явлениям. Поэтому изучая поведение и психику людей на ранней стадии развития можно судить о принципах мышления людей, живущих в прошлые эпохи, зная какая религия была у них ведущей. Обратное тоже верно, изучая принципы религиозных доктрин можно лучше понять механизмы психического функционирования человека находящегося в той или иной фазе формирования психического аппарата и объектных отношений.

Теоретико-методологической основой работы

явились работы З.Фрейда “Тотем и табу” и “Моисей и монотеизм”, а также ряд других его работ. Были использованы работы Анны Фрейд, Нэнси Мак-Вильямс, Ж.Лапланша, Ж-Б.Понталиса, Р.Гринсона. Из отечественных исследователей работы В.М.Лейбина, А.М.Руткевича.

Страницы: 1 2


Самооценка и уровень притязаний.
Диагностику данного качества мы проводим при помощи теста на выявление уровня самооценки приведённого на странице приложения. Результаты обрабатываем по приведённым ключам. 50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «Я», выделять свое мнение. Вам безраз ...

Введение. Постановка проблемы.
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7). Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отнош ...

Восприятие пространства
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные особенности характерны для каждого явления или события. К пространственным свойствам предмета относ ...

Категории