Примитивные защиты
Страница 3

7. Расщепление объекта.

Определение: по М.Кляйн, простейшая форма защиты от страха: объекты эротических и разрушительных влечений расщепляются на “хорошие” и “плохие” и обособляются в последующей игре проекции и интроекций. Расщепление объектов сопровождается параллельным расщеплением Эго на “хорошее” и “плохое”. По М.Кляйн, Эго образуется преимущественно путем интроекции объектов. Нередко у двухлетних детей мы наблюдаем потребность приписывать хорошие или плохие валентности всему окружающему миру и тем самым структурировать свое восприятие.

Мифология нашей культуры наводнена манихейскими образами противостояния добра и зла, бога и дьявола, демократии и коммунизма, ковбоев и индейцев, одинакового правдолюбца и ненавистной бюрократии и так далее. Столь расщепленные образы можно найти в фольклоре и в организующих верованиях любого общества. Возникновение дуалистической религии Зурванизма, как одинакового противостояния сил света и тьмы, затем было продолжение в митраизме и в манихейской ереси. Собственно монотеизм, несмотря на веру в одного Верховного бога не смог обойтись без соперника, пусть и не такого сильного как Бог. Логическая абсурдность такого сосуществование очевидно для критиков религиозных доктрин. Человек фанатично верующий используя этот механизм защиты поляризует окружающий мир людей, события, устанавливает жесткие границы взаимодействия, отличается бескомпромиссностью и ригидностью мышления.

Возможны также расщепления Эго, которые бывают множественными, что часто бывает при психотических расстройствах. В мистических переживаниях, например, человек может ощущать себя в двух разных местах, временах, говорить другим голосом, фантазировать о себе как о другом человеке, наделенным привлекательными или отталкивающими чертами.

Таким образом мы видим, что основные первичные защиты встречаются в магических формах мышления и становятся основой для возникновения собственного религиозного мышления.

Страницы: 1 2 3 


Формирование самооценки дошкольников в процессе игры
Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, но в группе обследуемых детей таковых не выявлено. Одна из наших задач – формирование адекватной самооценки дошко ...

Проблема человека в системе современного научного знания
Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека. Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, перв ...

Типы темперамента
Прежде чем перейти к рассмотрению различных типов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться: нет лучших и худших типов. Каждый имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. В истории чело ...

Категории