Примитивные защитыСтраница 3
7. Расщепление объекта.
Определение: по М.Кляйн, простейшая форма защиты от страха: объекты эротических и разрушительных влечений расщепляются на “хорошие” и “плохие” и обособляются в последующей игре проекции и интроекций. Расщепление объектов сопровождается параллельным расщеплением Эго на “хорошее” и “плохое”. По М.Кляйн, Эго образуется преимущественно путем интроекции объектов. Нередко у двухлетних детей мы наблюдаем потребность приписывать хорошие или плохие валентности всему окружающему миру и тем самым структурировать свое восприятие.
Мифология нашей культуры наводнена манихейскими образами противостояния добра и зла, бога и дьявола, демократии и коммунизма, ковбоев и индейцев, одинакового правдолюбца и ненавистной бюрократии и так далее. Столь расщепленные образы можно найти в фольклоре и в организующих верованиях любого общества. Возникновение дуалистической религии Зурванизма, как одинакового противостояния сил света и тьмы, затем было продолжение в митраизме и в манихейской ереси. Собственно монотеизм, несмотря на веру в одного Верховного бога не смог обойтись без соперника, пусть и не такого сильного как Бог. Логическая абсурдность такого сосуществование очевидно для критиков религиозных доктрин. Человек фанатично верующий используя этот механизм защиты поляризует окружающий мир людей, события, устанавливает жесткие границы взаимодействия, отличается бескомпромиссностью и ригидностью мышления.
Возможны также расщепления Эго, которые бывают множественными, что часто бывает при психотических расстройствах. В мистических переживаниях, например, человек может ощущать себя в двух разных местах, временах, говорить другим голосом, фантазировать о себе как о другом человеке, наделенным привлекательными или отталкивающими чертами.
Таким образом мы видим, что основные первичные защиты встречаются в магических формах мышления и становятся основой для возникновения собственного религиозного мышления.
Задача 3
Какова динамика мышления при решении задачи - эвристическая или алгоритмическая?
Какие операции и приемы мышления характеризуют ход решения этой задачи?
В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы на языке суахили и их перевод на русский язык:
Акупенда - он любит тебя. Авапига - он бьет их.
Никупига - я бью тебя. Авупенда ...
Обучение как психолого-педагогический процесс
Обучение - это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. При этом за обучающим стоит функция организации, стимуляции и помощи обучаемому[14].
Характерной чертой традиционной модели школьного обучения является ориентация обучения на запоминание информации. Приобретение системы знаний - это цель активности школьника, будущ ...
Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал не ...
