Примитивные защитыСтраница 3
7. Расщепление объекта.
Определение: по М.Кляйн, простейшая форма защиты от страха: объекты эротических и разрушительных влечений расщепляются на “хорошие” и “плохие” и обособляются в последующей игре проекции и интроекций. Расщепление объектов сопровождается параллельным расщеплением Эго на “хорошее” и “плохое”. По М.Кляйн, Эго образуется преимущественно путем интроекции объектов. Нередко у двухлетних детей мы наблюдаем потребность приписывать хорошие или плохие валентности всему окружающему миру и тем самым структурировать свое восприятие.
Мифология нашей культуры наводнена манихейскими образами противостояния добра и зла, бога и дьявола, демократии и коммунизма, ковбоев и индейцев, одинакового правдолюбца и ненавистной бюрократии и так далее. Столь расщепленные образы можно найти в фольклоре и в организующих верованиях любого общества. Возникновение дуалистической религии Зурванизма, как одинакового противостояния сил света и тьмы, затем было продолжение в митраизме и в манихейской ереси. Собственно монотеизм, несмотря на веру в одного Верховного бога не смог обойтись без соперника, пусть и не такого сильного как Бог. Логическая абсурдность такого сосуществование очевидно для критиков религиозных доктрин. Человек фанатично верующий используя этот механизм защиты поляризует окружающий мир людей, события, устанавливает жесткие границы взаимодействия, отличается бескомпромиссностью и ригидностью мышления.
Возможны также расщепления Эго, которые бывают множественными, что часто бывает при психотических расстройствах. В мистических переживаниях, например, человек может ощущать себя в двух разных местах, временах, говорить другим голосом, фантазировать о себе как о другом человеке, наделенным привлекательными или отталкивающими чертами.
Таким образом мы видим, что основные первичные защиты встречаются в магических формах мышления и становятся основой для возникновения собственного религиозного мышления.
Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...
Вопросы для повторения
1. В чем причины возникновения конфликтов? Дайте их типологию.
2. Основные стадии протекания конфликта.
3. Охарактеризуйте основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации. Какой стиль поведения характерен для вас?
4. Что собой представляет карта конфликта?
5. Расскажите об основных чертах поведения и типах конфликтной л ...
Характеристика личности группового тренера
Cуществуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция прис ...
