Анализ результатов исследованияСтраница 2
При изучении свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (опросник ОСТ В.М. Русалова) нами было выявлено, что методика предназначена для изучения ряда свойств темперамента, имеющих презентацию в деятельности и поведении человека и включает в себя 105 вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и контрольную шкалу (9 вопросов).
Представим в прил. 2 результаты опроса.
Обобщим данные в табл. 2
Таблица 2. Представленность показателей «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента
|
Уровень |
Эр |
Сэр |
П |
СП |
Т |
СТ |
Эм |
Сэм |
|
Низкий, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
27,78 |
22,22 |
55,56 |
61,11 |
|
Средний, % |
33,33 |
38,89 |
88,89 |
83,33 |
44,44 |
27,78 |
44,44 |
38,89 |
|
Высокий, % |
66,67 |
61,11 |
11,11 |
16,67 |
27,78 |
33,33 |
0 |
0 |
Таким образом, большинство школьников обладают высоким уровнем эричности (потребностью к деятельности) и соответственно социальной эричности. На среднем уровне выражены пластичность, социальная пластичность и темп. В среднем для 58,34% старшеклассников характерен низкий уровень эмоциональности.
Построим средний профиль личности (рис. 3).
Анализируя результаты, можно отметить, что у испытуемых наблюдается потребность в деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного побуждения. Причем это характерно и для социального фактора. На среднем уровне находится степень включения в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в контакт, также скорость выполнения операций при осуществлении деятельности как предметной, так и социальной. Положительным фактором является то, что эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень тревожности находится на низком уровне, что говорит об уверенности в себе и общении.
Рис. 3 Показатели методики В.М. Русалова
Сравнивая показатели по шкалам «Эричность» и «Социальная эричность» с «Эмоциональность» и «Социальная эмоциональность», можно сказать, что наблюдается обратная зависимость. Т.е. чем сильнее мотивация к общению, деятельности, тем менее подвержены эмоциональному напряжению молодые люди. Данный факт доказывает коэффициент корреляции равный -0,24 (рис. 4).
Тест на выявление уровня самооценки
Вопросник с ключами
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто - 1 балл;
б) иногда - 3 балла.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйде ...
Методы исследования мышления
Задача эта представляется весьма сложной уже хотя бы потому, что само по себе мышление — процесс многообразный, многоступенчатый и изобилует различными вариантами. Особенно важны те характерологические качества, которые мы обязательно должны учитывать при изучении мышления у конкретного субъекта. Без знания свойств личности достоверные ...
Основные направления профконсультирования
Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:
• профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;
• оперативная ...
