Психологическая природа самооценкиСтраница 2
В психологии самооценка относится к числу сложнейших личностных образований изучение которого осуществляется в единстве с такими явлениями, как «Я», «Образ Я», «Я-концепция» и самосознание. Изучение работ, посвящённых интересующей нас проблеме, показало, что до сих пор предметом основных дискуссий, как в зарубежной, так и в отечественной психологии является попытка отождествления некоторыми исследователями таких взаимосвязанных, но изначально не идентичных понятий, как «Я-концепция» - «самосознание» – «самооценка»; «Я» – «образ Я».
В связи с этим, мы попытаемся определиться с содержанием каждого, имеющего непосредственное отношение к нашему исследованию, понятия.
- Понятие, виды и типы самооценки.
В отечественной психологии самооценка рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт её развития. (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.)
Психология раскрывает не только соотношение отдельных элементов самосознания, но и его динамику, стремится выявить факторы, влияющие на формирование «образа Я» и отдельных его компонентов (самооценки, самоуважения), а также то, как «образ Я», в свою очередь, влияет на поведение личности.
Простейшие исследования такого типа ограничиваются непосредственным сопоставлением «образа Я» с отдельными факторами, которые предположительно влияют на его формирование (например, выявление влияния на самооценку руководителя производственных условий, взаимоотношении с коллективом, успехов в работе вверенного ему предприятия, имиджа и т. д.). Но никакая отдельно взятая группа условий и предпосылок не позволяет предсказать, каким окажется «образ Я» и, тем более, поведение личности. Эти условия и предпосылки преломляются в самосознании индивида не непосредственно, а только в совокупности с другими факторами и через их посредство. Так, уровень самоуважения руководителя невозможно вывести только из его производственных успехов или из его социального положения. Факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания (как, впрочем, и других черт личности), необходимо рассматривать не изолированно, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта.
Однако самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, представляет собой не просто познавательный акт, но и выражает определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Испытуемые руководители, когда предстоит проверка их способностей, оценивают таковые гораздо ниже, чем в тех случаях, когда их самооценка будет принята на веру. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Неоднозначны и критерии самооценок. Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и
2) путем сравнения себя с другими людьми.
Первая сторона дела нашла отражение в известной формуле У. Джеймса:
Самоуважение = Успех : Притязания
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Эмпирическая правомерность данной формулы Джеймса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.
Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.
Опросник УСК
(уровень субъективного контроля)
Тестовый материал УСК в приложении 1 на странице 149
Статистическая обработка в приложении 2 на странице 169.
Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы согласны с тем, что в них говорится, то в бланке для ответов поставьте “+”, если нет, то “-”.
Бланк для ответов:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 ...
Ключевые понятия
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — ...
Определение общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальн ...