Психология » Я–концепция руководителя » Психологическая природа самооценки

Психологическая природа самооценки
Страница 5

Д.И. Фельдштейн, изучая структуру самооценки, расширил исходный диапазон характеристик, выделил различные комбинации, определяющие направленность той или иной формы самооценки. Им выделены следующие специфические для самооцекни параметры:

1. Устойчивость – лабильность

2. Точность (адекватность)

3. Знак

4. Полнота.

А.А. Степанов выделяет в структуре самооценки такую категорию, как социально – психологическая рефлексия, имеющую, по его мнению, немаловажное значение в формировании адекватных межличностных отношений. Под социально – психологической рефлексией он понимает способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими людьми. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний субъекта во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими.

По мнению В.С. Юркевич [70], точность, реальность как основная характеристика самооценки влияет на ее знаковое (в психологическом смысле - эмоциональное) выражение. При исследовании самооценки ею сделан вывод о том, что в самооценке находит отражение представления индивида не только о чем-то уже достигнутом, но и о том, к чему он стремится. Проект, понимаемый исследователем как процесс прогнозирования индивидом своего будущего, может характеризоваться недостаточной совершенностью, но именно он играет значительную роль в саморегуляции поведения индивида в целом. На саморегуляцию индивида, в свою очередь, оказывает влияние и та информация, которую он узнает о себе от других, и его все возрастающая собственная активность, направленная в русло осознания своих действий и личностных качеств.

Анализ литературных источников показал, что не менее значимым структурным элементом самооценки являются притязания личности. Понятие притязания было введено в психологию К. Левиным (1935). Притязания выражают отношение человека к миру, к людям на основе того или иного отношения к себе. Уровень притязаний, по Ф. Хоппе, есть тот уровень трудностей, который представляется человеку не только достяжимым, но и наиболее привлекательным. Это исходная позиция, с которой индивид приступает к выполнению деятельности.

Таким образом, уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудностей, возникающих на пути достижения общей цели будущих действий индивида; во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, связанный с результатами прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности [34]. Большинство исследователей (И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева и др.) отмечают, что неадекватная оценка является первопричиной возникновения конфликта между притязаниями индивида и его реальными возможностями, что, в свою очередь, может приводить к «психическим срывам», а в некоторых случаях попрождать довольно устойчивые личностные деформации. Показателем наличия у человека реалистического уровня притязаний и адекватной ему самооценки является уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, продуктивность деятельности и критичность в оценке достигнутого результата [57]. Таким образом, совершенно справедливо отмечается, что самооценка влияет на выбор субъектом способа своего поведения всамых разнообразных обстоятельствах.

Исследования зарубежных и отечественных ученых показали, что на самооценку и притязание оказывают влияние социальные и социокультурные условия, в частности, референтные группы. Под влиянием рефрентных групп личность сверяет свои резльтаты с их эталонными показателями, на основе чего и возникает собственная шкала требований к себе (Р. Берн 1986, И.С. Кон 1984, И.Е. Цасимо 1994, Б.С. Братусь, 1994, А.В. Петровский 1990, В.В. Абраменкова 1978 и др.). Результат не сам по себе определяет уровень притязаний, а только посредством сравнения его с какими-либо нормами, требованиями, оценками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тест Равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указат ...

Задача 12
Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению. Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, образование квазипотребн ...

Специфика формирования гендерных стереотипов славянского этноса
Древнеславянское язычество не отличалось ни особым целомудрием, ни особой вольностью нравов, считая сексуальность, как и многие другие народы, космическим началом. Растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации Руси, в который всё время включались новые народы и народности, был во многом поверхностным (Кон И., 1997). Поэтому ...

Категории