Психология » Я–концепция руководителя » Психологическая природа самооценки

Психологическая природа самооценки
Страница 3

Когнитивные аспекты самооценки тесно связаны с эмоциональными. Снижение общей самооценки под влиянием экспериментальной неудачи сопровождается у некоторых, испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и самому себе»[26;45;56]. Самооценка, таким образом, выступает основным ядром личности, является важнейшим регулятором поведения, и, поэтому, вне индивидуальности и личности она не может быть рассмотрена.

Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем связанных с этим психологическим образованиям личности, обратились зарубежные исследователи.

Так исследования С. Куперсмита (1967) позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основании которой им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы. В дальнейшем С.Куперсмит ограничился использованием только трёх форм самооценки: низкая, средняя и высокая. Но они, как это выяснилось позднее, оказывались недостаточно валидными и не отражали действительной дифференциации. При этом под самооценкой он понимал присущее индивиду чувство собственной ценности, показателем которой для социума служит определённая реакция самого индивида на окружающее.

Им была обнаружена следующая закономерность: уровень самооценки детей напрямую зависит от уровня самооценки родителей.

Рассмотрение самооценки как определяющего компонента образа «Я» личности, составляет основу классической концепции В.Джеймса (1902) от актуализации идеального «Я». Понятие «самооценка» в интерпретации В.Джеймса, отождествляется с понятием самоуважение и характеризуется соотношением реальных достижений индивида с тем, на что он претендует, расчитывает, то есть с уровнем потенциальных успехов, которые индивид намеревается достичь.

Для достижения сохранности чувств и самоуважения у человека могут быть на выбор два противоположных пути: в одном случае, имеет смысл приложить максимум усилий для достижения успеха, что не для любого является посильной задачей; в другом – осуществить попытку снизить уровень собственных притязаний, что позволит сохранить самоуважение даже при весьма скромных успехах. Наиболее результативным и рациональным способом сохранения самоуважения, по мнению В.Джеймса, является первый путь, либо предельная ориентация на него.

Огромную, по своей сути и значимости, работу по систематизации достижений западной науки в области изучения самосознания личности, проделал Р.Бёрнс [12].

Анализ научных трудов и собственные исследования позволили ему сформулировать более системное понятие самооценки.

Самооценка рассматривается Р.Бёрнсом как основная структурная единица, составляющая такую целостность, как «Я-концепция, содержание которой исследователь относит к одному из наиболее важных результатов социализации,оказывающей непосредственное влияние на реакции человека в повседневной жизни. Наиболее важными, в целях понимания психологической сущности самооценки, Р.Бернс считал 3 момента

- степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я»

- уровень интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его идентичности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Методы исследования воображения
В области исследования воображения до настоящего времени нет достаточного количества направленных и апробированных экспериментальных работ. Качественные особенности воображения исследуют при помощи методики Роршаха (Rorschach, 1920) — одной из наиболее объективных и сложных методик психодиагностики. Тест Роршаха состоит из 10 таблиц с ...

Изолированность как показатель низкого межличностного статуса в группе подростков, склонных к девиантному поведению
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации. Подростки наиболее чувствите ...

Особенности изменения структуры идентичности студентов – психологов за время обучения в ВУЗе (на материале негосударственных вузов)
В нашем исследовании приняли участие 200 студентов-психологов с 1 по 5 курсы факультетов московских негосударственных вузов. (53 мужчины и 147 женщины). Среди них 53 человека – студенты 1 курса, 45человек - студенты 2 курса, 38 человек - студенты 3 курса, 28 человек - студенты 4 курса, 36 человек - студенты 5 курса. В качестве психодиа ...

Категории