Психологическая природа самооценкиСтраница 6
Как зарубежные, так и отечественные психологи, изучающие феномен самооценки, сходятся во мнениях о том, что ее содержание, как и содержание Я-концепции, в целом может и должно изменяться с возрастом, а точнее, расширяться. Но, несмотря на закономерные изменения индивида на протяжении всего процесса его развития и независимо от возраста человека, наиболее значимыми являются 2 момента: роль обратной связи и роль значимых других. Обобщая результаты исследований отечественных психологов в области изучения аппарата самооценки, мы попытались, опираясь на принцип целостности системы, структурировать показатели отношения личности, характеризуемой определённым пиком самооценки к эталону. www.banklines.ru
Таблица 1.1
Уровень проявления. |
Позиция индивида. |
Высокий (адекватная самооценка) |
Идеал достигаем, и Я стремится к нему. |
Средний (адекватная самооценка) |
Я могу достичь кое-чего в жизни, если захочу этого. |
Низкая (адекватная самооценка) |
Я многого не умею, да этого и не надо. |
Заниженная (неадекватная) |
Я, наверное, никогда не достигну идеала. Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни. |
Завышенная (неадекватная) |
Я стремится к великим целям и почти достигает идеала (эталона.) Я и есть идеал во всех отношениях. |
Главная функция самооценки состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предполагает и сохранение самобытности субъекта.
Таким образом, под самооценкой мы будем понимать систему устойчивых компонентов, к которой, прежде всего, относятся «идеальное Я», рефлексия и целеполагание, - обеспечивающих адекватное выполнение функции регилирования отношений индивида с социальной средой при сохранении собственной самобытности. Все сделанные выводы можно представить в таблицах. Дифференциальные показатели самооценки
Таблица1.2
Показатели |
Проявления. |
Динамика. |
Прогресс. Регресс. Статика. |
Подвижность. |
Устойчивая (стабильная), Лабильная (неустойчивая). |
Полнота. |
Общая(целостное отношение к себе как к совокупности различных аспектов «Я».) Частная или конкретная (имеющая отношение к одному из аспектов «Я». А) физическому. Б) социальному. В) умственному Г) эмоциональному. |
Уровень. |
Реалистический:а)высокий.б)средний.в)низкий Нереалистический:а)завышенный б)заниженный. |
Точность. |
Адекватная (объективная.) Неадекватная.(необъективная) |
Согласованность. |
Согласование с реальным поведением. Рассогласование с реальным поведением. |
Степень сформированности. |
- Сформулированная и отчётливо выраженная. - Инфантильная (частично – сформированная) - Несформированная. |
Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах
Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свой ...
Личность - общение и формирование.
В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.
Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена ...
Изучение географической карты
Ребёнку даётся карта - туристская маршрутная схема, с изображением какой - либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и т. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь и чувствуе ...