Психология » Я–концепция руководителя » Психологическая природа самооценки

Психологическая природа самооценки
Страница 6

Как зарубежные, так и отечественные психологи, изучающие феномен самооценки, сходятся во мнениях о том, что ее содержание, как и содержание Я-концепции, в целом может и должно изменяться с возрастом, а точнее, расширяться. Но, несмотря на закономерные изменения индивида на протяжении всего процесса его развития и независимо от возраста человека, наиболее значимыми являются 2 момента: роль обратной связи и роль значимых других. Обобщая результаты исследований отечественных психологов в области изучения аппарата самооценки, мы попытались, опираясь на принцип целостности системы, структурировать показатели отношения личности, характеризуемой определённым пиком самооценки к эталону.

Таблица 1.1

Уровень проявления.

Позиция индивида.

Высокий (адекватная самооценка)

Идеал достигаем, и Я стремится к нему.

Средний (адекватная самооценка)

Я могу достичь кое-чего в жизни, если захочу этого.

Низкая (адекватная самооценка)

Я многого не умею, да этого и не надо.

Заниженная (неадекватная)

Я, наверное, никогда не достигну идеала.

Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни.

Завышенная (неадекватная)

Я стремится к великим целям и почти достигает идеала (эталона.)

Я и есть идеал во всех отношениях.

Главная функция самооценки состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предполагает и сохранение самобытности субъекта.

Таким образом, под самооценкой мы будем понимать систему устойчивых компонентов, к которой, прежде всего, относятся «идеальное Я», рефлексия и целеполагание, - обеспечивающих адекватное выполнение функции регилирования отношений индивида с социальной средой при сохранении собственной самобытности. Все сделанные выводы можно представить в таблицах. Дифференциальные показатели самооценки

Таблица1.2

Показатели

Проявления.

Динамика.

Прогресс.

Регресс.

Статика.

Подвижность.

Устойчивая (стабильная), Лабильная (неустойчивая).

Полнота.

Общая(целостное отношение к себе как к совокупности различных аспектов «Я».)

Частная или конкретная (имеющая отношение к одному из аспектов «Я».

А) физическому. Б) социальному.

В) умственному Г) эмоциональному.

Уровень.

Реалистический:а)высокий.б)средний.в)низкий

Нереалистический:а)завышенный б)заниженный.

Точность.

Адекватная (объективная.)

Неадекватная.(необъективная)

Согласованность.

Согласование с реальным поведением.

Рассогласование с реальным поведением.

Степень сформированности.

- Сформулированная и отчётливо выраженная.

- Инфантильная (частично – сформированная)

- Несформированная.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приёмы воображения
Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Один ...

Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения. Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественн
Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователей существуют различные подходы к определению страха. А.В.Петровский, М.Г. Лрошевский страх определяют ...

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школе
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифферен ...

Категории