Психологическая природа самооценкиСтраница 6
Как зарубежные, так и отечественные психологи, изучающие феномен самооценки, сходятся во мнениях о том, что ее содержание, как и содержание Я-концепции, в целом может и должно изменяться с возрастом, а точнее, расширяться. Но, несмотря на закономерные изменения индивида на протяжении всего процесса его развития и независимо от возраста человека, наиболее значимыми являются 2 момента: роль обратной связи и роль значимых других. Обобщая результаты исследований отечественных психологов в области изучения аппарата самооценки, мы попытались, опираясь на принцип целостности системы, структурировать показатели отношения личности, характеризуемой определённым пиком самооценки к эталону.
Таблица 1.1
|
Уровень проявления. |
Позиция индивида. |
|
Высокий (адекватная самооценка) |
Идеал достигаем, и Я стремится к нему. |
|
Средний (адекватная самооценка) |
Я могу достичь кое-чего в жизни, если захочу этого. |
|
Низкая (адекватная самооценка) |
Я многого не умею, да этого и не надо. |
|
Заниженная (неадекватная) |
Я, наверное, никогда не достигну идеала. Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни. |
|
Завышенная (неадекватная) |
Я стремится к великим целям и почти достигает идеала (эталона.) Я и есть идеал во всех отношениях. |
Главная функция самооценки состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предполагает и сохранение самобытности субъекта.
Таким образом, под самооценкой мы будем понимать систему устойчивых компонентов, к которой, прежде всего, относятся «идеальное Я», рефлексия и целеполагание, - обеспечивающих адекватное выполнение функции регилирования отношений индивида с социальной средой при сохранении собственной самобытности. Все сделанные выводы можно представить в таблицах. Дифференциальные показатели самооценки
Таблица1.2
|
Показатели |
Проявления. |
|
Динамика. |
Прогресс. Регресс. Статика. |
|
Подвижность. |
Устойчивая (стабильная), Лабильная (неустойчивая). |
|
Полнота. |
Общая(целостное отношение к себе как к совокупности различных аспектов «Я».) Частная или конкретная (имеющая отношение к одному из аспектов «Я». А) физическому. Б) социальному. В) умственному Г) эмоциональному. |
|
Уровень. |
Реалистический:а)высокий.б)средний.в)низкий Нереалистический:а)завышенный б)заниженный. |
|
Точность. |
Адекватная (объективная.) Неадекватная.(необъективная) |
|
Согласованность. |
Согласование с реальным поведением. Рассогласование с реальным поведением. |
|
Степень сформированности. |
- Сформулированная и отчётливо выраженная. - Инфантильная (частично – сформированная) - Несформированная. |
Гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте
В рамках решения первой задачи
были проведены тест-опросник Н.Н.Обозова и тест-опросник Е.П.Ильина, Е.К.Фещенко.
Результаты, полученные по первой методике
– по тесту исследования уровня развития «силы воли» и по второй методике – по тесту исследования уровня развития терпеливости – приводим в таблице 1
. Как видно из таблицы
1, средн ...
Практические основы организации обучения как
процесса управления
Чтобы педагогический процесс "заработал ","пришел в движение ", необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановк ...
Мое мнение
В одной и той же среде разные люди ведут себя по-разному. Трудные ситуации не являются чем-то необычным в жизни и деятельности человека на разных стадиях его развития и не всегда имеют отрицательный характер. Часто они благоприятствуют развитию. Это происходит тогда, когда под воздействием трудной ситуации в деятельности происходят изме ...
