Психология » Я–концепция руководителя » Психологическая природа самооценки

Психологическая природа самооценки
Страница 6

Как зарубежные, так и отечественные психологи, изучающие феномен самооценки, сходятся во мнениях о том, что ее содержание, как и содержание Я-концепции, в целом может и должно изменяться с возрастом, а точнее, расширяться. Но, несмотря на закономерные изменения индивида на протяжении всего процесса его развития и независимо от возраста человека, наиболее значимыми являются 2 момента: роль обратной связи и роль значимых других. Обобщая результаты исследований отечественных психологов в области изучения аппарата самооценки, мы попытались, опираясь на принцип целостности системы, структурировать показатели отношения личности, характеризуемой определённым пиком самооценки к эталону.

Таблица 1.1

Уровень проявления.

Позиция индивида.

Высокий (адекватная самооценка)

Идеал достигаем, и Я стремится к нему.

Средний (адекватная самооценка)

Я могу достичь кое-чего в жизни, если захочу этого.

Низкая (адекватная самооценка)

Я многого не умею, да этого и не надо.

Заниженная (неадекватная)

Я, наверное, никогда не достигну идеала.

Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни.

Завышенная (неадекватная)

Я стремится к великим целям и почти достигает идеала (эталона.)

Я и есть идеал во всех отношениях.

Главная функция самооценки состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предполагает и сохранение самобытности субъекта.

Таким образом, под самооценкой мы будем понимать систему устойчивых компонентов, к которой, прежде всего, относятся «идеальное Я», рефлексия и целеполагание, - обеспечивающих адекватное выполнение функции регилирования отношений индивида с социальной средой при сохранении собственной самобытности. Все сделанные выводы можно представить в таблицах. Дифференциальные показатели самооценки

Таблица1.2

Показатели

Проявления.

Динамика.

Прогресс.

Регресс.

Статика.

Подвижность.

Устойчивая (стабильная), Лабильная (неустойчивая).

Полнота.

Общая(целостное отношение к себе как к совокупности различных аспектов «Я».)

Частная или конкретная (имеющая отношение к одному из аспектов «Я».

А) физическому. Б) социальному.

В) умственному Г) эмоциональному.

Уровень.

Реалистический:а)высокий.б)средний.в)низкий

Нереалистический:а)завышенный б)заниженный.

Точность.

Адекватная (объективная.)

Неадекватная.(необъективная)

Согласованность.

Согласование с реальным поведением.

Рассогласование с реальным поведением.

Степень сформированности.

- Сформулированная и отчётливо выраженная.

- Инфантильная (частично – сформированная)

- Несформированная.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Эмоциональный интеллект
Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми, как в быту, так и в профессиях типа "человек-человек". Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, ...

Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
По предлагаемой методике выяснялась возможность выполнения заданий детьми на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. Таблица 4 Данные диагностики по заданиям с соотнесением предметов Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы ...

Цель и задачи практики
Цель практики : изучение специфики работы психологических служб в учреждениях разного типа Задачи: 1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: "Введение в психологию" и "Общая психология"; научиться применять эти знания на практике. 2. Познакомить студентов со спецификой ...

Категории