Понятие о воли
Страница 1

Воля - сознательная само регуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Другими словами, воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий поступков. Воля – способность человека к самодетерминации, само мобилизации и саморегуляции. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения - побуждение к волевым действиям, совершается на основе социально-сформированных понятий и представлений. Волевое действие – действие, ориентированное на будущее, эмансипированное, в отличии от эмоций, от текущей ситуации. « Человек мало- помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды: в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком». [23]

Поведение животных импульсивно стимулируется актуализированной потребностью. Цель же деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, тормозя все другие отвлекающие желания.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка с взрослым. Как отмечает Л.С. Выготский, в начале взрослый отдает приказ («возьми мяч»), и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так, ранее разделенное между людьми становиться способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума. Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. [24]

Волевая регуляция обусловлена объективными условиями деятельности, закономерным развитием событий, понимание человеком необходимости своего поведения. В волевом акте подавляются текущие эмоции- человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Важнейшие проявление воли – способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. [38]

Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник – чувство социально ответственного поведения.

Высоко нравственная личность имеет, как правило, твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, право послушному человеку и преступнику. Но чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая регуляция.

В случаях десоциализации личности индивидуалистические потребности отрываются от потребностей социума, индивид становится жертвой непосредственных влечений. Такое поведение становится трагическим – оно отделяет человека от человечества. Быть человеком – значит, быть социально ответственным. Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий. [39]

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Степень волевого усилия иногда может не соответствовать объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает большое усилие при выступлении на собрании, тогда как у другого человека это не связанно с большим напряжением. Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это и влияет на самодертерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида – один из факторов его дезадаптивного (неприспособленного к среде) поведения.

Страницы: 1 2


Наблюдение за работой психолога
Схема обследования ребенка. Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации. Она включает в себя следующее.1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и ...

Теории лидерства
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [48]. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организац ...

Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программн ...

Категории