Исследование волевых свойств личности школьникаСтраница 5
Самостоятельная работа является важным, но не единственным условием формирования самостоятельности как свойства личности. Человек может быть хорошим исполнителем тех или иных самостоятельных действий, но еще не обладать самостоятельностью как свойством личности. Самостоятельность, как и всякое свойство, представляет собой обобщенное отношение к действительности, имеющее в основе не отдельные ситуативные побуждения, связанные с той или иной конкретной деятельностью, а систему мотивов, характеризующих направленность личности (идеалы, убеждения, притязания).[32]
Самостоятельная работа, рассчитанная на оптимальные возможности личности, потому и является лучшим средством воспитания воли, что в ней больше, чем во всякой другой, элементов, требующих мобилизации волевых усилий. Она представляет собою серию связанных между собой волевых действий с четко обозначенной их структурой (В.И.Селиванов).
Людям известны десятки понятий, характеризующих положительные и отрицательные волевые качества личности, но в практике поведения человек сознательно использует немногие из них. Исследования показывают, что поведение детей в немалой степени зависит от того, насколько правильно понимают они нравственно-волевые качества (В.И. Селиванов, В.А. Крутецкий, Д.Г. Ребизов).[34]
Волевая активность школьника во многом зависит от временных психических состояний (Н.Д. Левитов, Ю.С Новикова, Ю.А. Аргентов). "Есть состояния, благоприятствующие проявлениям воли (состояния общей активности, готовности, мобилизованности и др.), состояния, тормозящие волю (фрустация, утомление, стресс).
Формирование устойчивых волевых качеств у детей начинается в условиях временных волевых состояний. Это обязывает воспитателей создать необходимые условия для появления состояний, благоприятствующих волевому процессу.[8]
Развитие воли учащихся неразрывно связано с формированием активных интересов. Между интересом и волей существует сложная взаимосвязь. Воля и интерес — не антагонисты, а содействующие друг другу явления. Максимальные волевые усилия дети проявляют при активном интересе к предмету и процессу деятельности.
Разнообразные волевые процессы, закономерно возникающие всюду, где требуется человеку сознательно преодолевать трудности, в совокупности составляют тот «строительный материал», из которого формируются волевые качества или свойства личности как своеобразные способы преодоления препятствий. Воля — это не что иное, как сложившаяся в процессе жизни совокупность волевых черт, позволяющая личности управлять своим поведением.[7]
Советскими психологами исследовались и другие важные вопросы психологии воли школьников, в частности типы детей по волевым проявлениям. Менее исследован сам процесс развития воли детей в школьном возрасте.[35]
Отрывки из писем адресованных Э. Куэ
.Всего два часа тому назад были вывешены результаты испытаний на должность учительницы английского языка, и я спешу сообщить вам, как все это произошло. Я блестяще выдержала устное испытание и почти совсем не ощущала в ожидании его того отвратительного сердцебиения, которое вызывают всегда у меня тошноту.
Отвечая на вопросы, я сама по ...
История возникновения. Основные задачи
HЛП, называемое "психотерапией новой волны", было создано Ричардом Бендлером (математик) и Джоном Гриндером (лингвист) в результате того, что они переформировали вопрос: не ЧТО делает эффективная психотерапия, а КАК она делает и тем самым совершили открытие. Своими предшественниками авторы считают Грегори Бейтсона, Милтона Эри ...
Предисловие
Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, по ...