Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Исследование волевых свойств личности школьника
Страница 5

Самостоятельная работа является важным, но не единственным условием формирования самостоятельности как свойства личности. Человек может быть хорошим исполнителем тех или иных самостоятельных действий, но еще не обладать самостоятельностью как свойством личности. Самостоятельность, как и всякое свойство, представляет собой обобщенное отношение к действительности, имеющее в основе не отдельные ситуативные побуждения, связанные с той или иной конкретной деятельностью, а систему мотивов, характеризующих направленность личности (идеалы, убеждения, притязания).[32]

Самостоятельная работа, рассчитанная на оптимальные возможности личности, потому и является лучшим средством воспитания воли, что в ней больше, чем во всякой другой, элементов, требующих мобилизации волевых усилий. Она представляет собою серию связанных между собой волевых действий с четко обозначенной их структурой (В.И.Селиванов).

Людям известны десятки понятий, характеризующих положительные и отрицательные волевые качества личности, но в практике поведения человек сознательно использует немногие из них. Исследования показывают, что поведение детей в немалой степени зависит от того, насколько правильно понимают они нравственно-волевые качества (В.И. Селиванов, В.А. Крутецкий, Д.Г. Ребизов).[34]

Волевая активность школьника во многом зависит от временных психических состояний (Н.Д. Левитов, Ю.С Новикова, Ю.А. Аргентов). "Есть состояния, благоприятствующие проявлениям воли (состояния общей активности, готовности, мобилизованности и др.), состояния, тормозящие волю (фрустация, утомление, стресс).

Формирование устойчивых волевых качеств у детей начинается в условиях временных волевых состояний. Это обязывает воспитателей создать необходимые условия для появления состояний, благоприятствующих волевому процессу.[8]

Развитие воли учащихся неразрывно связано с формированием активных интересов. Между интересом и волей существует сложная взаимосвязь. Воля и интерес — не антагонисты, а содействующие друг другу явления. Максимальные волевые усилия дети проявляют при активном интересе к предмету и процессу деятельности.

Разнообразные волевые процессы, закономерно возникающие всюду, где требуется человеку сознательно преодолевать трудности, в совокупности составляют тот «строительный материал», из которого формируются волевые качества или свойства личности как своеобразные способы преодоления препятствий. Воля — это не что иное, как сложившаяся в процессе жизни совокупность волевых черт, позволяющая личности управлять своим поведением.[7]

Советскими психологами исследовались и другие важные вопросы психологии воли школьников, в частности типы детей по волевым проявлениям. Менее исследован сам процесс развития воли детей в школьном возрасте.[35]

Страницы: 1 2 3 4 5 


«Программированное» старение
Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда дей ...

Ощущение себя любимым.
Важнейшим столпом, на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым: "Ощущение себя любимым или чувство принадлежности - это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осозна ...

Детерминация человеческого поведения в деловом общении
Овладение приемами и навыками делового общения предполагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими положениями, без знания которых трудно рассчитывать на поведенческую реакцию, адекватную конкретной ситуации. К их числу относится ряд категорий социальной психологии личности, имеющих прямое отношение к объяснению человеческих пост ...

Категории