Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Исследование волевых свойств личности школьника
Страница 1

Проблема воли школьника интересовала многих советских психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я. Арет и др.[2]

Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.

Книги отечественных психологов о воле школьника вместе с замечательными статьями Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о нравственно-волевом воспитании оказывают большую помощь учительству и родителям в их сложной учебно-воспитательной работе. Однако в последние 10—15 лет интерес психологов к проблемам воли заметно снизился, что отразилось на трактовке процесса развития и воспитания школьника. Иногда предается забвению и то немалое, что сделано по исследованию воли в прошлые годы. Так, например, Л.И. Божович и Л.С. Славина в статье, претендующей на обзор развития советской психологии воспитания за 50 лет, ни словом не обмолвились о проблеме воли, как будто бы такая проблема не существовала, психологи ее не исследовали, а перед нашей школой не стояла задача формирования у детей высоких волевых качеств.[6]

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности, а советская педагогика считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы.

И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране велись раньше и ведутся в настоящее время.

Ряд исследований проведено в Грузии под руководством Ш.Н. Чхартишвили, в Литве — И. Лаужикаса. Давно проблемой воли занимается Т.И. Агафонов. Под его руководством провели исследования о школьниках В.Е. Турин и Н.И. Лысенко. Т.И. Агафонов удачно применил метод естественного эксперимента в изучении волевого поведения учащихся в затрудненных условиях, исследовал проблему самоприказа, проявления воли школьников в сельскохозяйственном труде. Десятки ценных исследований по воле выполнены психологами других научных центров (Ф.И. Иващенко и Е.А. Серебряковой об уверенности, В.А. Гольневой об организованности, О.Д. Оганесян о целеустремленности, В.М. Лапик о формировании волевых качеств в коллективе, Р. Л. Кварцхава о формировании выдержки у детей, Н;В. Рогава об особенностях воли младшего школьника и др.).[8]

На кафедре психологии Рязанского педагогического института нами была организована серия исследований по проблемам воли учащихся. Изучались особенности и процесс формирования волевых качеств учащихся в разных видах деятельности (В.И. Селиванов, Д.Г. Ребизов, А.И.Высоцкий, А.В. Полтев, М.С. Говоров, М.Г Виноградова, Т. Атаев), влияние коллектива учебного класса и семьи на формирование воли школьников (В.И. Селиванов, Р.М. Капралова, Д.Г. Ребизов, А.И.Ушатиков, С.М. Бирюков), связь воли учащихся с их общей активностью, психическим состоянием, интересами, уровнем притязаний (А.И. Самошин, В. К. Калин, Ю. А. Аргентов, С. И. Хохлов, Л. Н. Комаров, В. Н. Семин), вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли (В. И. Селиванов, А. И. Высоцкий, И. И. Купцов, С. А. Даштаянц). Как видно из тематики, исследования не были специально нацелены на изучение возрастного развития воли учащихся, но косвенно и прямо проблема развития каждый раз затрагивалась. В результате получен большой материал по особенностям воли того или иного школьного возраста.[7]

Как в прошлом, так и теперь большинство исследований было посвящено анализу волевых качеств (свойств) личности. Это объясняется, прежде всего, тем, что отечественная психология формировалась в структуре педагогической науки. Психология призвана была отвечать на конкретные запросы школы, а перед советской школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.[14]

Страницы: 1 2 3 4 5


Методы психотерапии. Арттерапия
Как самостоятельный вид психотерапии сложилась в США около полувека назад и представлена разнообразными подходами, объединяемыми пониманием изобразительной деятельности и изображения как способа коммуникации и послания, работа с которыми и образует уникальную ткань этого вида психотерапии. Выросшая из психоанализа арттерапия быстро прео ...

Чувство собственного достоинства.
Чувство собственного достоинства - это второе слагаемое самооценки. "Чувство собственного достоинства - это ощущение того, что ты являешься целостным в душе, это возможность чувствовать себя хорошо, чувствовать, что ты сам себе нравишься; ты уважаешь себя; ты не стыдишься того, как обращаешься сам с собой. Это ощущение того, что с ...

Материальные способности
Материальные способности всегда имеют в своем составе духовный компонент, духовное обеспечение: материальная деятельность невозможна без знаний, умения осмысливать ситуацию и принимать решения. Основной, материальный компонент материальных способностей — это системы двигательных реакций и затраты нервной энергии (биологический уровень) ...

Категории