Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Исследование волевых свойств личности школьника
Страница 2

Не случайно, что именно психологам принадлежат книги для учителей, родителей и молодежи по этому вопросу (Б.Г. Ананьев, А.В.Веденов, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, Ю.А. Самарин, В.И.Селиванов, А.Г. Ковалев и др.)

Изучая целеустремленность личности, характеризующую направленность воли, отечественные психологи утверждали, что целеустремленность — продукт усвоения морали и нравственного опыта людей в процессе воспитания, что это ведущее волевое качество личности, определяющее характер и уровень всех других проявлений воли человека.

Психологические аспекты целеустремленности изучали С.Л.Рубинштейн, В.А. Крутецкий, И.С. Дукат, Л.Г. Гордон, М.Ф. Беляев и др. Было охарактеризовано различие между общей целеустремленностью личности как целью ее жизни, выраженной в идеале, и частным ее выражением как умением человека ставить и удерживать цели для отдельных действий и поступков (В. Селиванов).[34]

О.Д. Оганесян показала, что развитие целеустремленности происходит неодинаково в разных видах деятельности, зависит от опыта и индивидуальных особенностей. У многих учащихся-подростков целеустремленность ярко выражалась только на подготовительном этапе волевого действия и иссякала на последующих.

Инициативность изучали С. А. Петухов, М. С. Говоров, Л.С.Новикова и др. Результатом этого изучения явилось, прежде всего, разграничение таких родственных волевых качеств, как инициативность и самостоятельность. Инициатива как умение по собственному сознательному почину предпринимать действия не совпадает с самостоятельностью как умением без посторонней помощи выполнять действия. Анализируя инициативу подростков, М.С. Говоров установил, что самостоятельность всегда положительно влияет на процесс инициативного действия, способствуя его завершению, тогда как инициатива далеко не всегда, обеспечивает завершение посильного задуманного дела самостоятельно, без помощи других. Среди подростков выявились следующие группы: 1) инициативные и самостоятельные, 2) инициативные, но несамостоятельные и 3) самостоятельные, но малоинициативные. Мы к этому добавили бы четвертый тип малоинициативных и несамостоятельных, которые больше всех нуждаются в воспитании. Эти различия связаны с типологическими особенностями нервной системы.[35]

У детей обнаруживается инициатива, воспроизводящая и творческая (А.С. Петухов). В первом случае собственный почин не выходит за пределы опыта окружающих, является повторением тех инициативных действий, которые хорошо знакомы другим. Во втором случае имеет место оригинальный новаторский почин, хотя он может быть (в особенности у учащихся) и не новым в оценке достижений науки и техники.

Дифференциация инициативных учащихся по этому признаку выражается в том, что одни постоянно проявляют лишь воспроизводящую инициативу, другие — постоянно воспроизводящую и лишь эпизодически творческую, третьи постоянно проявляют как воспроизводящую, так и творческую инициативу.[19]

Мотивы инициативных действий у школьников весьма разнообразны — от импульсивного чувственного порыва до устойчивого убеждения, связанного с отдаленной жизненной перспективой;

Далеко не все мотивы укладываются в альтернативу — положительные и отрицательные. Некоторые из них (например, честолюбие) в одних условиях играют положительную роль, а в других перерастают в тщеславие, эгоизм (М. С. Говоров).

Дифференциация между учащимися отчетливо обнаруживается также по широте и устойчивости инициативы в разных видах деятельности. Знания, способности, жизненный опыт, известный уровень развития памяти, мышления, воображения и других психических процессов сами по себе еще не являются достаточными для проявления инициативы в той или иной деятельности. Как показали Б. Хамзин, Б. Д. Леутин, требуется целенаправленное воспитание инициативы. Инициатива — это выработанное в процессе упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.[7]

Знание выводов, вытекающих из работ психологов, 'позволяет на научной основе осуществлять групповой и индивидуальный подход в воспитании инициативы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тест описания поведения К. Томаса
К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями, в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно, эти двум основным измерения ...

Приёмы воображения
Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Один ...

Сущность и атрибуты имиджа
На пороге информационного общества, призванного изменять представления о социальной действительности, уже сейчас изменяется природа общества, повышаются его требования к человеку и человека к обществу. К сожалению, выборы депутатов нередко попадают в руки специалистов по имиджу, манипулирующих стереотипами массового сознания, а потому в ...

Категории