Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Исследование волевых свойств личности школьника
Страница 3

Специальные исследования по настойчивости проводили Н.И.Судаков, А.В. Полтев, М.Н. Любимцев, А.И. Самошин и др. Эти исследования установили неодинаковое проявление настойчивости личности в разных видах деятельности, зависимость ее от жизненного опыта, интересов, типологических и других особенностей.[18]

Содержательными в психологическом отношении являются экспериментальные работы А.И. Самошина, В.К. Калина и С.И. Хохлова. Эти эксперименты подтвердили некоторые выводы К.Левина о влиянии на настойчивость успехов и неудач, уровня притязаний и характера мотивов и вместе с тем выявили ряд новых закономерностей.

Длительность и сила волевых усилий зависит не столько от потребности и мотивов, особенно ситуативных, сколько от уровня притязаний личности и уровня волевого развития личности. Только учащиеся с развитой волей после перерыва в работе приступили к ней вновь по собственной инициативе. Учащиеся со слабой волей никакой «квазипотребности» (К. Левин) не испытывают, к прерванной задаче не возвращаются [36]

Успех обычно ведет к подъему уровня притязаний и актуализации волевых усилий. Частая неудача не только снижает уровень притязаний, но и травмирует волю. Причем если успех нередко нивелирует уровень притязаний и настойчивости, то неудачи лучше выявляют степень их развития, лучше дифференцируют людей по волевым качествам.

Анализ индивидуальных особенностей настойчивости позволяет говорить не только о разной широте и силе ее проявления у детей в различных видах деятельности, но и постепенном формировании двух интегральных, типов людей по постоянству настойчивости: у одних наблюдается относительно устойчивая, длительная настойчивость, у других кратковременная, эпизодическая.[2]

Выдержка (сдержанность) однозначно не связана только с торможением как физиологическим процессом, а зависит от баланса возбуждения и торможения, который складывается по-разному у людей с разными: типами нервной деятельности (В.С, Мерлин).[32]

Но сдержанность, даже у представителей одного и того же типа нервной деятельности, не представляет собой однородной психической особенности. Эти особенности в пределах типа связаны прежде всего с применением разных способов сдерживания.

По исследованию Р.Л. Кварцхавы, формирование выдержки начинается в дошкольном возрасте, достигает известного развития к одиннадцати годам, а потом, в связи с переходным возрастом, заметно тормозится, с четырнадцати — пятнадцати лет резко ускоряется и постепенно принимает при правильном воспитании зрелую форму самообладания. Решительность и смелость исследовались в разных видах деятельности, особенно в спорте (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, О.А. Черникова и др.). Некоторые закономерности решительности выявлены в связи с анализом самосознания учащихся (А.Г. Гуркина, Т.В. Драгунова, ГА. Собиева и др.), уверенности в себе (Ф.И. Иващенко, Е.А.Серебрякова и др.), настойчивости (Н.И. Судаков, А.В. Полтев, А.И. Самошин и др.).[36]

Решительность, как и всякое психическое свойство личности, не продукт какой-то биологической предопределенности, а отражение реальных жизненных отношений, складывающихся в конкретных социальных условиях. Каждый вид деятельности (учение, игра, спорт) предъявляет свои, отличные от других требования к решительности. Решительность может приобрести характер генерализованного качества лишь в условиях систематических упражнений в различных видах деятельности.

Уверенность в себе, решительность, смелость имеют в своей основе правильную оценку своих сил и возможностей: недооценка, как и переоценка их, ведет к несоответствию поведения личности с требованиями деятельности, с нормами морали. В первом случае формируется неуверенность, нерешительность и трусость, во втором — самоуверенность, необдуманная решительность, лихачество[25].

Особенности проявления решительности и смелости связаны с разными типологическими особенностями нервной системы. У возбудимых и неуравновешенных наблюдается склонность к импульсивной решительности, к смелости с неоправданным риском, у тормозных — склонность к нерешительности и неуверенности в своих силах.[32]

Страницы: 1 2 3 4 5


Приложение 2
Статистическая обработка результатов исследования : 1.Вектор направленности. Таблица № 3.1 Итог проведения тестирования по вектору направленности в диаграмме 3.1. Статистическая обработка результатов исследования : 2. Психологический тип личности. Таблица 3.2. Итог проведения тестирования психологических типов личности по ...

Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление информации в сознании) и референтную (оценка информации). Каждая из перечисленных систем может быть пре ...

Физиологические основы внимания
Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. И.П.Павлов указывал, что раздражители, сиг ...

Категории