Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Исследование волевых свойств личности школьника

Исследование волевых свойств личности школьника
Страница 3

Специальные исследования по настойчивости проводили Н.И.Судаков, А.В. Полтев, М.Н. Любимцев, А.И. Самошин и др. Эти исследования установили неодинаковое проявление настойчивости личности в разных видах деятельности, зависимость ее от жизненного опыта, интересов, типологических и других особенностей.[18]

Содержательными в психологическом отношении являются экспериментальные работы А.И. Самошина, В.К. Калина и С.И. Хохлова. Эти эксперименты подтвердили некоторые выводы К.Левина о влиянии на настойчивость успехов и неудач, уровня притязаний и характера мотивов и вместе с тем выявили ряд новых закономерностей.

Длительность и сила волевых усилий зависит не столько от потребности и мотивов, особенно ситуативных, сколько от уровня притязаний личности и уровня волевого развития личности. Только учащиеся с развитой волей после перерыва в работе приступили к ней вновь по собственной инициативе. Учащиеся со слабой волей никакой «квазипотребности» (К. Левин) не испытывают, к прерванной задаче не возвращаются [36]

Успех обычно ведет к подъему уровня притязаний и актуализации волевых усилий. Частая неудача не только снижает уровень притязаний, но и травмирует волю. Причем если успех нередко нивелирует уровень притязаний и настойчивости, то неудачи лучше выявляют степень их развития, лучше дифференцируют людей по волевым качествам.

Анализ индивидуальных особенностей настойчивости позволяет говорить не только о разной широте и силе ее проявления у детей в различных видах деятельности, но и постепенном формировании двух интегральных, типов людей по постоянству настойчивости: у одних наблюдается относительно устойчивая, длительная настойчивость, у других кратковременная, эпизодическая.[2]

Выдержка (сдержанность) однозначно не связана только с торможением как физиологическим процессом, а зависит от баланса возбуждения и торможения, который складывается по-разному у людей с разными: типами нервной деятельности (В.С, Мерлин).[32]

Но сдержанность, даже у представителей одного и того же типа нервной деятельности, не представляет собой однородной психической особенности. Эти особенности в пределах типа связаны прежде всего с применением разных способов сдерживания.

По исследованию Р.Л. Кварцхавы, формирование выдержки начинается в дошкольном возрасте, достигает известного развития к одиннадцати годам, а потом, в связи с переходным возрастом, заметно тормозится, с четырнадцати — пятнадцати лет резко ускоряется и постепенно принимает при правильном воспитании зрелую форму самообладания. Решительность и смелость исследовались в разных видах деятельности, особенно в спорте (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, О.А. Черникова и др.). Некоторые закономерности решительности выявлены в связи с анализом самосознания учащихся (А.Г. Гуркина, Т.В. Драгунова, ГА. Собиева и др.), уверенности в себе (Ф.И. Иващенко, Е.А.Серебрякова и др.), настойчивости (Н.И. Судаков, А.В. Полтев, А.И. Самошин и др.).[36]

Решительность, как и всякое психическое свойство личности, не продукт какой-то биологической предопределенности, а отражение реальных жизненных отношений, складывающихся в конкретных социальных условиях. Каждый вид деятельности (учение, игра, спорт) предъявляет свои, отличные от других требования к решительности. Решительность может приобрести характер генерализованного качества лишь в условиях систематических упражнений в различных видах деятельности.

Уверенность в себе, решительность, смелость имеют в своей основе правильную оценку своих сил и возможностей: недооценка, как и переоценка их, ведет к несоответствию поведения личности с требованиями деятельности, с нормами морали. В первом случае формируется неуверенность, нерешительность и трусость, во втором — самоуверенность, необдуманная решительность, лихачество[25].

Особенности проявления решительности и смелости связаны с разными типологическими особенностями нервной системы. У возбудимых и неуравновешенных наблюдается склонность к импульсивной решительности, к смелости с неоправданным риском, у тормозных — склонность к нерешительности и неуверенности в своих силах.[32]

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И.М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...

Методы и методики исследования
Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследов ...

Основные процессы памяти
Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и не ...

Категории