Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект

Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект
Страница 4

Опираясь на результаты, приведенные в таблице 3, можно сказать, что различия между мальчиками и девочками в ответах на вопросы теста-опросника Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко очень существенны. Максимальным было различие в ответах мальчиков и девочек на вопрос № 6. Обратим внимание на разницу в ответах 9-летних мальчиков и девочек на утверждение «Я бы не выдержал длительной голодовки, чтобы похудеть». Хотя, как мы увидим в дальнейшем, мальчики и девочки стойко могут переносить фрустрацию органических потребностей: голода и жажды, девочки отметили, что они могут выдержать именно с целью похудеть. В то время, как мальчики сочли, что голодать для этого необязательно. Очевидна связь полученных ответов с гендерными различиями в интересах детей.

Самые большие различия были в ответах на вопросы № 7, 8, 10, 12.

На вопрос «Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения» положительно ответили 6 мальчиков (25%) , у девочек положительных ответов не было. На вопрос «Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца» 6 мальчиков (25%) и 12 девочек (50%) ответили «да». А на вопрос «Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость» больше ответов у девочек (20-83%) , чем у мальчиков (6-25%).

Обращает на себя внимание, что самооценка детей адекватно отражает различия в уровне терпеливости. Так, 75% девочек и только 33%мальчиков ответили положительно на вопрос «Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый».

Несколько меньше различали волевые качества детей ответы на вопросы № 1, 2, 3, 5, 15, 16, 17. На вопрос «Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю» ответили «да» 6 мальчиков(25%) и 4 девочек (17%). 16 мальчиков (67%) и 14 девочек (58%) положительно ответили на вопрос «У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ». Больше положительных ответов на утверждение «Я очень не люблю стоять в длинных очередях и ухожу» у мальчиков (16-67%), чем у девочек (12-50%).

Обращает на себя внимание, что по такому проявлению терпеливости, как способность стойко переносить фрустрацию органических потребностей, например, жажды, дети практически не различались. Так, 10 мальчиков (42%) и 12 девочек (50%) ответили положительно на вопрос «Обычно я могу долго переносить жажду».

С утверждением «Я нетерпелив к боли» согласились 6 мальчиков (25%) и 10 девочек (42%). На вопрос «Я стараюсь довести тяжелую работу до конца» положительных ответов у девочек (18-75%) было больше, чем у мальчиков (16-67%). 20 девочек (84%) и 14 мальчиков (58%) ответили «да» на вопрос «Я принципиально делаю дело до конца».

Различий между мальчиками и девочками в ответах на вопросы № 4, 9, 11, 13, 14, 18 не было. На утверждение «Я могу долго терпеть боль (например, когда зуб болит)» положительных ответов не было. Все мальчики (100%) и все девочки (100%) ответили отрицательно. В ответах на утверждение «Обычно мне трудно заставить себя работать, если я не хочу» различий между мальчиками и девочками не было. С утверждением «Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание» не согласились ни мальчики, ни девочки. На вопросы «Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп» и «Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт» все мальчики (100%) и все девочки (100%) ответили «да». Различий в ответах между мальчиками и девочками на вопрос «Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться» не было.

Таким образом, качественный анализ отдельных ответов показал, что различия в уровне терпеливости, характерное для мальчиков и девочек, проявляется в разной мере по отношению к разным сферам. Так, заметно превосходят мальчиков девочки в ситуациях, где необходимо терпеливо переносить скуку и усталость. Это согласуется с известными нам литературными данными о том, что женщины в целом устойчивее по отношению к монотонии и выносливее.

Страницы: 1 2 3 4 5


Валидность и надежность теста ЦТО Люшера
Согласно М. Люшеру отношение испытуемого к цвету определяется его эмоционально-мотивационными свойствами. В противовес этой точке зрения ряд исследователей (Блейхер В.М., Крук И.В., Урванцев Л. П) считает, что на выбор цвета могут влиять самые разнообразные факторы (от особенностей стимула до индивидуально-типологических характеристик и ...

Функции внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избират ...

Новое в теориях личности
Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана не только неспособностью вышерассмотренных теорий определить и измерить лидерство его управленческую эффективность, но ещё тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбир ...

Категории