Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников:
гендерный аспектСтраница 2
Как видно из таблицы 2, различия в ответах на вопросы теста-опросника Н.Н.Обозова между мальчиками и девочками очень существенны.
Максимальными были различия в ответах мальчиков и девочек на вопросы № 5, 6, 15.
Обратим внимание на разницу в ответах 9-летних мальчиков и девочек на вопрос «Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?». Хотя в целом уровень развития «силы воли» у девочек выше, ответы на данный вопрос демонстрируют обратную картину: положительных ответов у мальчиков было заметно больше чем у девочек (75% у мальчиков и только 17% у девочек). Этот вопрос оказался единственным, по которому ответы мальчиков свидетельствуют о более высоком развитии у них такого качества, как «сила воли». Очевидна связь полученных ответов с гендерными различиями в интересах детей. Мальчики, комментируя свои ответы, говорили, что для них остаться на месте происшествия и дать свидетельские показания в каком-то роде «как подвиг». В отличие от этого, девочки испытывали страх. Таким образом, ответы на этот вопрос, так сильно отличающие 9-летних мальчиков от их сверстниц, отражают такой аспект воли, как смелость. Все остальные ответы, различающие мальчиков и девочек, показывают более высокий уровень развития воли именно у девочек. Так, очень существенно различие между мальчиками и девочками в ответах на вопрос «Быстро ли вы отвечаете на письма?», на который положительно ответили 12 девочек (50%). Все мальчики на этот вопрос ответили отрицательно. У 6-ых девочек (25%) положительные ответы на вопрос «Сможете ли вы замолчать, если вас ругают обидными словами?», в то время как все (!) ответы мальчиков были отрицательными. Самые большие различия были в ответах на вопросы № 1, 2, 3, 8. На вопрос «Сможете ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна?» положительно ответили 6 мальчиков (25%) и 14 девочек (58%). 6 мальчиков (25%) и 16 девочек (67%) ответили «да» на вопрос «Пойдете ли вы на дежурство в выходной день, если это необходимо?». Когда прозвучал вопрос «Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?», 16 девочек (67%) и только 4 мальчика (17%) ответили, что смогли бы, если это важно. А на вопрос «Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, если вы болеете?» положительно ответили 10 мальчиков (42%) и 20 девочек (83%).
Такой вопрос как «Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?» относится к такому аспекту воли, как смелость. К выдержке как управление своими эмоциями относится вопрос «Сможете ли вы замолчать, если вас ругают обидными словами?». Такие вопросы, как «Сможете ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна?», «Пойдете ли вы на дежурство в выходной день, если это необходимо?», «Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?», «Быстро ли вы отвечаете на письма?», дающие наибольшее различия между мальчиками и девочками в 9-летнем возрасте относятся к таким проявлениям воли, как организованность, дисциплина, чувство ответственности.
Несколько меньше различали волевые качества детей ответы на вопросы № 4, 11, 14. Положительно ответили 8 мальчиков (34%) и 12 девочек (50%) на вопрос «Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?». Только 2 мальчика (8%) ответили положительно на вопрос «Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий?», в то время как все девочки ответили отрицательно. А на вопрос «Когда очень волнуетесь, можете ли вы взять себя в руки (успокоиться)?» 2 девочки (8%) ответили «да», в то время как из мальчиков никто положительно не ответил.
Различия не наблюдались в ответах на вопросы № 7, 9, 10, 12, 13. 24 мальчиков (100%) и 24 девочек (100%) ответили «да» на вопрос «Если вы боитесь зубного врача, но зубы надо вылечить, пойдете ли вы к нему?». В ответах на вопросы «Сдерживаете ли вы свое обещание?» и «Подойдете ли вы к строгому директору, если это необходимо?» различий между мальчиками и девочками не было. 24 мальчиков (100%) и 24 девочек (100%) на эти вопросы ответили «да».
История античной психологии
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima - душа) - п ...
Понятие дифференциальной психологии и ее основные представители
В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, находится в процессе прохождения через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественн ...
Причины возникновения зависимости и способы избавления от нее
Причин для возникновения мобильной аддикции может быть несметное множество, как уже было ранее сказано, это вполне может быть самая обыкновенная неуверенность в себе, которая выливается в желание выделится или преподнести себя, возможно, кого-то смущает каждая минута, проведенная в одиночестве, и он старается ни на минуту не выпускать м ...