Психология » Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников » Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект

Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект
Страница 2

Как видно из таблицы 2, различия в ответах на вопросы теста-опросника Н.Н.Обозова между мальчиками и девочками очень существенны.

Максимальными были различия в ответах мальчиков и девочек на вопросы № 5, 6, 15.

Обратим внимание на разницу в ответах 9-летних мальчиков и девочек на вопрос «Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?». Хотя в целом уровень развития «силы воли» у девочек выше, ответы на данный вопрос демонстрируют обратную картину: положительных ответов у мальчиков было заметно больше чем у девочек (75% у мальчиков и только 17% у девочек). Этот вопрос оказался единственным, по которому ответы мальчиков свидетельствуют о более высоком развитии у них такого качества, как «сила воли». Очевидна связь полученных ответов с гендерными различиями в интересах детей. Мальчики, комментируя свои ответы, говорили, что для них остаться на месте происшествия и дать свидетельские показания в каком-то роде «как подвиг». В отличие от этого, девочки испытывали страх. Таким образом, ответы на этот вопрос, так сильно отличающие 9-летних мальчиков от их сверстниц, отражают такой аспект воли, как смелость. Все остальные ответы, различающие мальчиков и девочек, показывают более высокий уровень развития воли именно у девочек. Так, очень существенно различие между мальчиками и девочками в ответах на вопрос «Быстро ли вы отвечаете на письма?», на который положительно ответили 12 девочек (50%). Все мальчики на этот вопрос ответили отрицательно. У 6-ых девочек (25%) положительные ответы на вопрос «Сможете ли вы замолчать, если вас ругают обидными словами?», в то время как все (!) ответы мальчиков были отрицательными. Самые большие различия были в ответах на вопросы № 1, 2, 3, 8. На вопрос «Сможете ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна?» положительно ответили 6 мальчиков (25%) и 14 девочек (58%). 6 мальчиков (25%) и 16 девочек (67%) ответили «да» на вопрос «Пойдете ли вы на дежурство в выходной день, если это необходимо?». Когда прозвучал вопрос «Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?», 16 девочек (67%) и только 4 мальчика (17%) ответили, что смогли бы, если это важно. А на вопрос «Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, если вы болеете?» положительно ответили 10 мальчиков (42%) и 20 девочек (83%).

Такой вопрос как «Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?» относится к такому аспекту воли, как смелость. К выдержке как управление своими эмоциями относится вопрос «Сможете ли вы замолчать, если вас ругают обидными словами?». Такие вопросы, как «Сможете ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна?», «Пойдете ли вы на дежурство в выходной день, если это необходимо?», «Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?», «Быстро ли вы отвечаете на письма?», дающие наибольшее различия между мальчиками и девочками в 9-летнем возрасте относятся к таким проявлениям воли, как организованность, дисциплина, чувство ответственности.

Несколько меньше различали волевые качества детей ответы на вопросы № 4, 11, 14. Положительно ответили 8 мальчиков (34%) и 12 девочек (50%) на вопрос «Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?». Только 2 мальчика (8%) ответили положительно на вопрос «Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий?», в то время как все девочки ответили отрицательно. А на вопрос «Когда очень волнуетесь, можете ли вы взять себя в руки (успокоиться)?» 2 девочки (8%) ответили «да», в то время как из мальчиков никто положительно не ответил.

Различия не наблюдались в ответах на вопросы № 7, 9, 10, 12, 13. 24 мальчиков (100%) и 24 девочек (100%) ответили «да» на вопрос «Если вы боитесь зубного врача, но зубы надо вылечить, пойдете ли вы к нему?». В ответах на вопросы «Сдерживаете ли вы свое обещание?» и «Подойдете ли вы к строгому директору, если это необходимо?» различий между мальчиками и девочками не было. 24 мальчиков (100%) и 24 девочек (100%) на эти вопросы ответили «да».

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии
Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется ...

Деловое общение и психодиагностика
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтное и коммуникабельности. Разумеется, серьезные исследования человеческой психики тре ...

Предмет возрастной психологии. Задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология: детская психология (от 0 до 11), ювентология (от 11 до 20), акмеология (от 20 до 60), психогеронтология. Объект - возрастные изменения психики. Предмет – закономерности изменений и факты. Составляющие: 1) зак-ти представляют механизмы, кот.подчинен процесс псих.развития, явл.всеобщим. (условия псих.развития – ...

Категории