Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся

Разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся
Страница 4

Основная стратегия программы тренинга ориентирована на создание возможностей для развития самостоятельности, инициативности, ответственности, способности к решению возникающих проблем, готовности к дальнейшему собственному личностному и профессиональному развитию. Психологический механизм реализации стратегии развертывается в процессе осуществления следующих образовательных функций программы тренинга: 1) проанализировать собственную психологическую картину будущего профессионального пути;

2) создать условия, необходимые для овладения современными методами познания и самопознания;

3) помочь студентам сориентироваться в перспективах собственного личностного и профессионального роста.

В тренинге формируется отношение к профессиональной деятельности и психолого-педагогическому процессу как к средству углубления профессиональной направленности, развития себя, что создает благоприятную почву для формирования профессионального будущего, определяемого совокупностью образа профессии и образа «Я».

Общими задачами тренинга являются:

1) получение студентами системных знаний в области профессиональной деятельности;

2) формирование позитивного и дифференцированного образа «Я» профессионала;

3) обучение через исследование личностных особенностей, рефлексивных и эмоциональных проявлений;

4) анализ профессиональной направленности;

5) развитие идентификации с профессией.

Содержательно задачи тренинга реализуются с помощью двух целевых блоков. Первый определяется как выявление типа профессиональной направленности студентов, а также имеющегося реального и идеального профессионального образа «Я» и образа приобретаемой профессии. Второй блок содержит проектирование индивидуального образа профессионального будущего, осмысление будущей профессиональной роли как профессионального потенциального образа «Я», актуализацию своих профессиональных ресурсов студентами, благодаря уточнению и содержательному анализу профессиональной направленности

Тренинг условно можно разделить на три этапа:

1) Первый этап основывается на организации группы студентов, включении их в групповую работу и диагностики профессиональной направленности, выяснении существующего образа «Я» и образа профессии.

Задачи на данном этапе: вовлечь студентов в работу; направить работу членов группы на самостоятельное выполнение заданий; подвести итоги диагностики, обсудить виды профессиональной направленности и индивидуальные образы профессии.

2) Второй этап содержит непосредственное проведение разнообразных упражнений, направленных на оценку различных аспектов профессионального будущего, включая анализ имеющихся представлений о профессии и о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Выявленные на первом этапе виды профессиональной направленности студентов сопоставляются с идеальным образом профессиональной деятельности и существующим индивидуальным образом профессии, что позволяет оценить возможности и ограничения студентов в профессиональной сфере, а также уточнить индивидуальный образ профессии.

Задачи проведения второго этапа: направить самопознание студентов на адекватное представление образа профессии и профессионального образа «Я»; актуализировать профессиональную направленность; стимулировать личную ответственность за построение профессионального будущего; подвести к осознанию наличия в себе личностного потенциала, требующего реализации; активизировать и направлять процесс обратной связи.

3) Третий этап тренинга направлен на анализ и обсуждение результатов самопознания студентов при прогнозировании своего профессионального будущего.

Основными задачами на данном этапе являются активизация значимости профессиональной направленности и необходимости выработки адекватных представлений студентов о профессионально важных качествах и особенностях будущей профессиональной деятельности, которые не только существенно влияют на улучшение их учебной деятельности, но и отражают готовность к работе по специальности, что находит свое выражение в формирующемся образе будущей профессиональной деятельности и устойчивой профессиональной направленности. Стимулирование студентов к осознанию себя во временной перспективе, связанной с профессиональной деятельностью, формулирование профессиональных целей и путей их достижения, а также к выработке навыков самостоятельного принятий решений и ответственности за них.

Страницы: 1 2 3 4 5


Чувство компетентности.
Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека. "Чувство компетентности - чувство: "Я могу делать это!" Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. ...

Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного ...

Самовнушение
Восходит к молитве и медитации, используя многие их технические моменты, а в истории психотерапии - к опыту Е. Куэ и П. Леви во Франции, В.М. Бехтерева и Я.А. Боткина в России. Процедуры самовнушения весьма вариативны, но их использование в психотерапии подчинено общей схеме. Собственно самовнушению предшествует разъяснение/убеждение с ...

Категории