Психология » Формирование профессиональной направленности в процессе обучения » Разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся

Разработка проекта управления формированием профессиональной направленности обучающихся
Страница 4

Основная стратегия программы тренинга ориентирована на создание возможностей для развития самостоятельности, инициативности, ответственности, способности к решению возникающих проблем, готовности к дальнейшему собственному личностному и профессиональному развитию. Психологический механизм реализации стратегии развертывается в процессе осуществления следующих образовательных функций программы тренинга: 1) проанализировать собственную психологическую картину будущего профессионального пути;

2) создать условия, необходимые для овладения современными методами познания и самопознания;

3) помочь студентам сориентироваться в перспективах собственного личностного и профессионального роста.

В тренинге формируется отношение к профессиональной деятельности и психолого-педагогическому процессу как к средству углубления профессиональной направленности, развития себя, что создает благоприятную почву для формирования профессионального будущего, определяемого совокупностью образа профессии и образа «Я».

Общими задачами тренинга являются:

1) получение студентами системных знаний в области профессиональной деятельности;

2) формирование позитивного и дифференцированного образа «Я» профессионала;

3) обучение через исследование личностных особенностей, рефлексивных и эмоциональных проявлений;

4) анализ профессиональной направленности;

5) развитие идентификации с профессией.

Содержательно задачи тренинга реализуются с помощью двух целевых блоков. Первый определяется как выявление типа профессиональной направленности студентов, а также имеющегося реального и идеального профессионального образа «Я» и образа приобретаемой профессии. Второй блок содержит проектирование индивидуального образа профессионального будущего, осмысление будущей профессиональной роли как профессионального потенциального образа «Я», актуализацию своих профессиональных ресурсов студентами, благодаря уточнению и содержательному анализу профессиональной направленности

Тренинг условно можно разделить на три этапа:

1) Первый этап основывается на организации группы студентов, включении их в групповую работу и диагностики профессиональной направленности, выяснении существующего образа «Я» и образа профессии.

Задачи на данном этапе: вовлечь студентов в работу; направить работу членов группы на самостоятельное выполнение заданий; подвести итоги диагностики, обсудить виды профессиональной направленности и индивидуальные образы профессии.

2) Второй этап содержит непосредственное проведение разнообразных упражнений, направленных на оценку различных аспектов профессионального будущего, включая анализ имеющихся представлений о профессии и о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Выявленные на первом этапе виды профессиональной направленности студентов сопоставляются с идеальным образом профессиональной деятельности и существующим индивидуальным образом профессии, что позволяет оценить возможности и ограничения студентов в профессиональной сфере, а также уточнить индивидуальный образ профессии.

Задачи проведения второго этапа: направить самопознание студентов на адекватное представление образа профессии и профессионального образа «Я»; актуализировать профессиональную направленность; стимулировать личную ответственность за построение профессионального будущего; подвести к осознанию наличия в себе личностного потенциала, требующего реализации; активизировать и направлять процесс обратной связи.

3) Третий этап тренинга направлен на анализ и обсуждение результатов самопознания студентов при прогнозировании своего профессионального будущего.

Основными задачами на данном этапе являются активизация значимости профессиональной направленности и необходимости выработки адекватных представлений студентов о профессионально важных качествах и особенностях будущей профессиональной деятельности, которые не только существенно влияют на улучшение их учебной деятельности, но и отражают готовность к работе по специальности, что находит свое выражение в формирующемся образе будущей профессиональной деятельности и устойчивой профессиональной направленности. Стимулирование студентов к осознанию себя во временной перспективе, связанной с профессиональной деятельностью, формулирование профессиональных целей и путей их достижения, а также к выработке навыков самостоятельного принятий решений и ответственности за них.

Страницы: 1 2 3 4 5


Преимущества метода
Описанный метод дает действительно чудесные результаты. Удивительного в этом нет ничего. В самом деле, если следовать всем моим указаниям, то нельзя никогда натолкнуться на неудачу, — разве только, если вы имеете дело с теми двумя категориями, о которых я уже говорил и которые, по счастью, составляют всего лишь около трех процентов всех ...

Темпоральность и психическая травма
Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения дан ...

Тест А. Ассингера.
Диагностика по данной методике проводилась аналогично первой. Результаты фиксировались в протоколе (приложение 2). В результате было выявлено, что 7-ро испытуемых относятся к числу чрезмерно агрессивных личностей, нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жестокими по отношению к другим людям, 5 (пять) испытуемых относятся к числу ум ...

Категории