Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 3

Так, К.М.Гуревич (1974)отмечал, что каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Период трудовой активности в жизни человека ограничен (особенно это касается артистов балета, цирка, спортсменов), а непродуктивная безрадостная деятельность – не только личное несчастье, она отражается и на всем обществе. Поэтому, считает Е.П.Ильин, дифференциальная психофизиология труда в одних случаях должна помочь найти кратчайшие и наиболее эффективные для данного человека пути формирования профессионального мастерства, а в других она должна предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального вида деятельности (18, с. 188). http://www.src-master.ru/ акция от тактик и практик курсы семинары тренинги.

Более того, Л.Н.Собчик пишет: «…каждый тип личности, даже при заострении черт характера и недостаточно развитых интеллектуальных возможностях, может быть адаптирован к той или иной профессионально-трудовой деятельности, если при этом будут правильно учтены наиболее сильные, позитивные индивидуальные особенности, а слабые, негативные черты окажутся взятыми под контроль или компенсированными». При этом автор подчеркивает, что успешность профконсультирования при решении столь сложных задач возможна «лишь при целостном, разностороннем подходе к личности и исключена при использовании отдельных «профориентационных шкал», которые грубо сортируют людей на годных и негодных…» (55, с.380).

Как справедливо отмечает С.Е.Пиняева, проблема личностного и профессионального развития изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др.), в том числе представителями психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным школам и направлениям в психологии, однако, несмотря на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и/или профессионализации (41, с.3).

В связи с этим интересен подход к проблеме развития профессионального мастерства с позиций определения понятия «индивидуальный стиль деятельности». Работы в этой области А.Адлера, Г.Оллпорта, Х.Виткина – в зарубежной и В.С.Мерлина, Е.И. Климова – в отечественной психологии позволили исследовать взаимовлияние биологического и социального в процессе профессионального становления человека. В настоящий момент Е.П.Ильин отмечает, что изучение связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы со способностями, склонностями, волевыми качествами, устойчивостью к различным неблагоприятным состояниям, стилями деятельности и поведения помогает понять как биологическое, врожденное реализуется в психическом, каким образом образуется сплав биологического и социального в организации человека (18, с.146).

Таким образом, на первый план в исследовании проблемы профессионального самоопределения личности выходит также задача изучения типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса.

Актуальность типологического подхода в психологии развития и общей психологии неоднократно отмечали многие отечественные ученые. Так, Теплов писал: «Строго говоря, ни в одном разделе психологии нельзя принципиально отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях; такое отвлечение возможно лишь как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании» (1985, с.170).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Классификация психотерапии
По отношению субъекта психотерапии к воздействию: аутопсихотерапия; гетеропсихотерапия. По типу психокоррекционного воздействия: директивная; недирективная. По количеству пациентов: индивидуальная; групповая. По технике применения: суггестивная; рациональная; реконструктивно-личностная; аналитическая; бихевиоральная; когн ...

Общая характеристика восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отн ...

Навязчивые воспоминания травматического события
Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был свидетелем убийств, сцен насилия, гибели ...

Категории