Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 3

Так, К.М.Гуревич (1974)отмечал, что каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Период трудовой активности в жизни человека ограничен (особенно это касается артистов балета, цирка, спортсменов), а непродуктивная безрадостная деятельность – не только личное несчастье, она отражается и на всем обществе. Поэтому, считает Е.П.Ильин, дифференциальная психофизиология труда в одних случаях должна помочь найти кратчайшие и наиболее эффективные для данного человека пути формирования профессионального мастерства, а в других она должна предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального вида деятельности (18, с. 188).

Более того, Л.Н.Собчик пишет: «…каждый тип личности, даже при заострении черт характера и недостаточно развитых интеллектуальных возможностях, может быть адаптирован к той или иной профессионально-трудовой деятельности, если при этом будут правильно учтены наиболее сильные, позитивные индивидуальные особенности, а слабые, негативные черты окажутся взятыми под контроль или компенсированными». При этом автор подчеркивает, что успешность профконсультирования при решении столь сложных задач возможна «лишь при целостном, разностороннем подходе к личности и исключена при использовании отдельных «профориентационных шкал», которые грубо сортируют людей на годных и негодных…» (55, с.380).

Как справедливо отмечает С.Е.Пиняева, проблема личностного и профессионального развития изучается представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др.), в том числе представителями психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным школам и направлениям в психологии, однако, несмотря на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и/или профессионализации (41, с.3).

В связи с этим интересен подход к проблеме развития профессионального мастерства с позиций определения понятия «индивидуальный стиль деятельности». Работы в этой области А.Адлера, Г.Оллпорта, Х.Виткина – в зарубежной и В.С.Мерлина, Е.И. Климова – в отечественной психологии позволили исследовать взаимовлияние биологического и социального в процессе профессионального становления человека. В настоящий момент Е.П.Ильин отмечает, что изучение связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы со способностями, склонностями, волевыми качествами, устойчивостью к различным неблагоприятным состояниям, стилями деятельности и поведения помогает понять как биологическое, врожденное реализуется в психическом, каким образом образуется сплав биологического и социального в организации человека (18, с.146).

Таким образом, на первый план в исследовании проблемы профессионального самоопределения личности выходит также задача изучения типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса.

Актуальность типологического подхода в психологии развития и общей психологии неоднократно отмечали многие отечественные ученые. Так, Теплов писал: «Строго говоря, ни в одном разделе психологии нельзя принципиально отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях; такое отвлечение возможно лишь как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании» (1985, с.170).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические особенности тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте. Особенности тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления. Тревожность как понятие возникает в рамках психоаналитического подхода, по Фрейду чувство тревожности связанно с чувством беспомощности. К. Хорни определяет тревогу как врожденное свойство. Астахов выделяет функции тревоги: первая – функция си ...

Методы исследования воображения
В области исследования воображения до настоящего времени нет достаточного количества направленных и апробированных экспериментальных работ. Качественные особенности воображения исследуют при помощи методики Роршаха (Rorschach, 1920) — одной из наиболее объективных и сложных методик психодиагностики. Тест Роршаха состоит из 10 таблиц с ...

Иван Павлович Мержеевский
В последней четверти XIX века в энергичную борьбу за призрение, воспитание и обучение слабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это было обусловлено успехами отечественной медицины, биологии и педагогики. К этому времени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 году профессором Иваном ...

Категории