Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 2

Теоретической основой непосредственно концепции профессионального становления личности в отечественной психологии в настоящий момент являются исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А.Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Л.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой (24, с.164).

Однако, не смотря на все многообразие исследований в данной области, вопросы, связанные с профессиональным самоопределением субъекта, остаются до конца не решенными. В первую очередь, это положение касается проблемы определения путей профессионального развития личности в зависимости от ее индивидуальных особенностей. Л.Н. Собчик так обозначает запрос к соответствующей практической деятельности психолога: «Каждому человеку должно быть найдено место, наиболее соответствующее его склонностям» (55, с.359). Сам человек, по мнению Л.Н. Собчик, выбирая работу, чаще всего соизмеряет предполагаемую заработную плату, степень отдаленности работы от дома и уровень ее престижности со своими запросами и притязаниями. Далеко не все ориентируются на соответствие самого процесса, стиля деятельности собственным индивидуальным характеристикам и, лишь столкнувшись с конкретными требованиями, которые трудовая деятельность предъявляет психике, начинают ощущать – либо «радость созидательного труда» и «счастье человеческого общения», либо чувства тяжести и неудовлетворенности от работы. Эмоциональное отношение к труду, соответствие его процесса динамическим характеристикам деятельности конкретного человека, требования, предъявляемые процессом труда к индивидуальному когнитивному стилю, степень коммуникативной задействованности, обилие стрессов или, напротив, наличие монотонии, выраженный повседневный риск, требующий повышенной осторожности, строгая иерархия соподчиненности и беспрекословного выполнения указаний вышестоящего лица, нагрузки, связанные с необходимостью принятия самостоятельных решений в сложной и постоянно меняющейся обстановке, - все это далеко не полный перечень профессиональной специфики, требующей индивидуально-личностной созвучности (55, с.352).

Начало изучения индивидуально-типологических особенностей в отечественной психологии, прежде всего, связано с именем Павлова, его учеников и коллег. В 60-70-х годах в лаборатории Теплова-Небылицына, наряду с общетеоретическим направлением изучения свойств нервной системы, осуществлялось интенсивное изучение роли типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в спортивной, учебной и трудовой деятельности. Эти исследования проводились в научных коллективах Пермского педагогического института, Казанского и Ленинградского университетов, института общей, возрастной и педагогической психологии АПН СССР, Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, в институтах физической культуры. Накопленные данные о связи эффективности деятельности, в частности – в спорте высших достижений, с типологическими особенностями свойств нервной системы создало основательную базу для дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии как научной дисциплины, помогло понять природные предпосылки максимального проявления человеком своих возможностей. Изучение типологических особенностей проявления свойств нервной системы у большого контингента людей различных профессий и видов спорта позволило выделить типологические особенности в качестве психофизиологических критериев для ориентации и отбора, а также сформулировать принципы прогнозирования эффективности деятельности с учетом этих типологических особенностей. Получило практическое подтверждение теоретическое положение Б.М Теплова, что нет плохих и хороших типологических особенностей и, что высоких социальных достижений могут добиваться люди с разной типологией (18, с.186).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Концепция теории отношений В.Н. Мясищева. Отношения и личность
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровн ...

Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).
Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфической социальной ситуации развития полной беспомощности и единственным средством, опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать всегда находится рядом с ребенком, поэтому отношения ребенка к действительности с самого начала имеют социальный характер: ведущий вид деятел ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. Можно предположить, что рост пользователей интернета будет продолжаться. В связи с этим стала актуа ...

Категории