Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 4

В.В.Давыдов, анализируя состояние возрастной психологии в своей последней крупной теоретической работе отметил «некоторую односторонность» отечественной психологии, прежде всего, в связи с тем, что «мы не учитывали индивидуальных вариантов развития» (1996, с.142).

Обобщая взгляды на состояние данной проблемы зарубежных и отечественных ученых, Г.В.Бурменская подчеркивает, что сегодня на первый план выдвигаются вопросы о механизмах и условиях формирования важнейших психологических различий в детском возрасте, о динамике изменения индивидуальных особенностей во времени – их устойчивости и изменчивости, стабильном либо преходящем характере. Несмотря на то, что эти вопросы имеют самостоятельное теоретическое значение в рамках психологии развития (Kagan, 1984), все же особую остроту они приобретают в ситуациях психологического консультирования, поскольку любая попытка установить психологический диагноз (тем более, построить прогноз развития) требует учета не только общей логики развития, но и многих специфических особенностей конкретного ребенка или подростка. Не секрет, что в настоящее время прогноз развития (который, как полагает Г.В.Бурменская, по своей сути имеет условно-вариативный характер) в значительной мере определяется практическим опытом и интуицией психолога, поскольку необходимая база для него в виде достаточно разработанной картины вариантов детского развития в онтогенезе реально отсутствует (точнее, она намечена лишь в отдельных разделах). Фактически практика возрастно-психологического консультирования, по мнению Г.В.Бурменской, прямо столкнулась с проблемой сочетания номотетического и идиографического подходов, со всей ее сложностью и, к сожалению, неотрефлексированностью в рамках отечественной возрастной психологии (в западной психологии эта проблема активно обсуждается и анализируется – см.: Тер Лаак, 1996).

Таким образом, актуальность изучения индивидуально-психологических различий в онтогенезе диктуется, прежде всего, внутренними потребностями практической деятельности многочисленных психологов, работающих в школах и консультативных центрах, детских садах и больницах. В то же время недостаточная разработанность проблемы возникновения и динамики индивидуальных различий в рамках возрастной психологии развития ощущается и в общей и в педагогической психологии (Асмолов, 1990) (9, с.5).

Данные положения помогают определить еще один аспект важности проводимых нами исследований. Выявление типологических особенностей профессионального самоопределения личности может помочь практическим психологам организовать более адекватное, а потому - эффективное социально-психологическое сопровождение указанного процесса.

Среди современных исследований, посвященных проблеме личностного и профессионального онтогенеза в период взрослости, следует отметить работу С.Е.Пиняевой и Н.В.Андреева. Актуальности этого вопроса, по их мнению, объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей – активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации. С другой стороны, по их мнению, профессиональная деятельность может оказывать обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например, на формирование самооценки, самоотношения и т.д. (41, с.4).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака
В результате корреляционного анализа было определено влияние формы брака на представления мужчин и женщин об образе семьи и ценностно-мотивационной сферы. Перейдем к анализу и интерпретации результатов, полученных с помощью методики "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова. Так, относительно первой группы респондентов, был ...

Социально-психологические подходы к старению и старости
Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следующему выводу: биологи обеспечивают определение старения (старости) чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и би ...

Проблемы, возникающие при несовпадении репрезентативных систем педагога и учащегося (группы риска учащихся).
Группой риска называется группа учащихся, чей стиль обучения не совпадает со стилем преподавания учителя. Рассмотрим степень риска вышеназванных стилей. Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе уменьшается, так как старшие классы становятся все больше визуально ориентированными. В раннем возрасте учащимся в ...

Категории