Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 4

В.В.Давыдов, анализируя состояние возрастной психологии в своей последней крупной теоретической работе отметил «некоторую односторонность» отечественной психологии, прежде всего, в связи с тем, что «мы не учитывали индивидуальных вариантов развития» (1996, с.142).

Обобщая взгляды на состояние данной проблемы зарубежных и отечественных ученых, Г.В.Бурменская подчеркивает, что сегодня на первый план выдвигаются вопросы о механизмах и условиях формирования важнейших психологических различий в детском возрасте, о динамике изменения индивидуальных особенностей во времени – их устойчивости и изменчивости, стабильном либо преходящем характере. Несмотря на то, что эти вопросы имеют самостоятельное теоретическое значение в рамках психологии развития (Kagan, 1984), все же особую остроту они приобретают в ситуациях психологического консультирования, поскольку любая попытка установить психологический диагноз (тем более, построить прогноз развития) требует учета не только общей логики развития, но и многих специфических особенностей конкретного ребенка или подростка. Не секрет, что в настоящее время прогноз развития (который, как полагает Г.В.Бурменская, по своей сути имеет условно-вариативный характер) в значительной мере определяется практическим опытом и интуицией психолога, поскольку необходимая база для него в виде достаточно разработанной картины вариантов детского развития в онтогенезе реально отсутствует (точнее, она намечена лишь в отдельных разделах). Фактически практика возрастно-психологического консультирования, по мнению Г.В.Бурменской, прямо столкнулась с проблемой сочетания номотетического и идиографического подходов, со всей ее сложностью и, к сожалению, неотрефлексированностью в рамках отечественной возрастной психологии (в западной психологии эта проблема активно обсуждается и анализируется – см.: Тер Лаак, 1996).

Таким образом, актуальность изучения индивидуально-психологических различий в онтогенезе диктуется, прежде всего, внутренними потребностями практической деятельности многочисленных психологов, работающих в школах и консультативных центрах, детских садах и больницах. В то же время недостаточная разработанность проблемы возникновения и динамики индивидуальных различий в рамках возрастной психологии развития ощущается и в общей и в педагогической психологии (Асмолов, 1990) (9, с.5).

Данные положения помогают определить еще один аспект важности проводимых нами исследований. Выявление типологических особенностей профессионального самоопределения личности может помочь практическим психологам организовать более адекватное, а потому - эффективное социально-психологическое сопровождение указанного процесса.

Среди современных исследований, посвященных проблеме личностного и профессионального онтогенеза в период взрослости, следует отметить работу С.Е.Пиняевой и Н.В.Андреева. Актуальности этого вопроса, по их мнению, объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей – активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации. С другой стороны, по их мнению, профессиональная деятельность может оказывать обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например, на формирование самооценки, самоотношения и т.д. (41, с.4).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Правила деловой переписки
Другая важная часть делового этикета — служебная переписка. Конечно, каждое деловое письмо должно быть строго индивидуально. На него накладывают отпечаток прежде всего адресат, конкретная ситуация, личность и должность пишущего. Подход к решению вопроса, каким должно быть деловое письмо, предполагает определенную долю творчества, но те ...

Этапы психотерапии
Выделяются 4 этапа: 1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта. 2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплат ...

Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Современное состояние проблемы мышления
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственн ...

Категории