Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с
позиции психотипологического подходаСтраница 5
Понятно, что на каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличается своим содержанием и динамикой. Мы в своем исследовании решили сделать акцент на изучении закономерностей и индивидуальных различий личностного и профессионального онтогенеза подростков. Данный выбор обусловлен рядом объективных причин.
Во-первых, тем, что, по мнению большинства как отечественных, так и зарубежных авторов, чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие человека, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого субъекта в современном, меняющемся мире (34, с.38).
Во-вторых, тем, что особенности поведения и переживания человека в ситуации широкого социального выбора актуализируются в юношеском возрасте и, следовательно, целенаправленное влияние на процесс профессионального самоопределения, по-нашему мнению, целесообразно начинать, ориентируясь на зону ближайшего развития, со старшего подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте, по мнению А.Н.Леонтьева, начинается второе рождение личности, которое выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
И, в-третьих, подобные исследования являются особенно актуальными в условиях трансформации ценностных ориентаций и жизненных установок, характерных для современного российского общества. Так, Л.М. Митина указывает на то, что в настоящий момент происходит изменение образа профессии, и, как следствие, изменение системы общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен «идеальным образом жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии сменила ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни, при этом профессия уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью (34, с.28).
Не подлежит сомнению, что указанный процесс затрагивает, в первую очередь, поколение молодых людей старшего школьного возраста. Он существенно влияет на выбор их жизненного и профессионального пути, и потому требует своевременного и умелого вмешательства в процесс профессионального самоопределения старших подростков со стороны родителей, педагогов, педагогов-психологов и психологов – профконсультантов.
Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что изучение типологических особенностей профессионального самоопределения подростков актуально для решения как теоретических (выявление статистически значимых индивидуальных различий в протекании указанного процесса), так и практических (выявление ориентиров в деятельности по профконсультированию подростков) задач.
Целью
данного исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения подростков в зависимости от их индивидуально-типологических различий.
Предмет
исследования – типологические особенности профессионального самоопределения подростков.
Развитие психологического профессионального консультирования
Социально-экономическая ситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рационального распределения рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, Швейцарии, Бельгии и других странах, развивались теори ...
Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
Мотивация:
1. познавательные – (порождаются уч.деят-тью): мотивы содержания (стремление к познанию новых фактов. уровни – интерес, занимательность, интерес к фактам, интерес к сути), мотивация процесса (связаны с возм.творить. уровни – исполнительский, поисковый, творческий)
2.социальные – (порождаются всей системой окружения): статус ...
Большой палец, поднятый вверх.
В Британии, Австралии Новой Зеландии большой палец руки, поднятый вверх, имеет три значения: во-первых он используется автостопщиками при голосовании на дороге, во-вторых, означает, что все в порядке, а когда палец поднимают резко, то этот жест приобретает оскорбительное сексуальное значение. В некоторых странах, например в Греции, этот ...