Психология » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода » Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Страница 5

Понятно, что на каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличается своим содержанием и динамикой. Мы в своем исследовании решили сделать акцент на изучении закономерностей и индивидуальных различий личностного и профессионального онтогенеза подростков. Данный выбор обусловлен рядом объективных причин.

Во-первых, тем, что, по мнению большинства как отечественных, так и зарубежных авторов, чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие человека, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого субъекта в современном, меняющемся мире (34, с.38).

Во-вторых, тем, что особенности поведения и переживания человека в ситуации широкого социального выбора актуализируются в юношеском возрасте и, следовательно, целенаправленное влияние на процесс профессионального самоопределения, по-нашему мнению, целесообразно начинать, ориентируясь на зону ближайшего развития, со старшего подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте, по мнению А.Н.Леонтьева, начинается второе рождение личности, которое выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

И, в-третьих, подобные исследования являются особенно актуальными в условиях трансформации ценностных ориентаций и жизненных установок, характерных для современного российского общества. Так, Л.М. Митина указывает на то, что в настоящий момент происходит изменение образа профессии, и, как следствие, изменение системы общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен «идеальным образом жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии сменила ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни, при этом профессия уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью (34, с.28).

Не подлежит сомнению, что указанный процесс затрагивает, в первую очередь, поколение молодых людей старшего школьного возраста. Он существенно влияет на выбор их жизненного и профессионального пути, и потому требует своевременного и умелого вмешательства в процесс профессионального самоопределения старших подростков со стороны родителей, педагогов, педагогов-психологов и психологов – профконсультантов.

Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что изучение типологических особенностей профессионального самоопределения подростков актуально для решения как теоретических (выявление статистически значимых индивидуальных различий в протекании указанного процесса), так и практических (выявление ориентиров в деятельности по профконсультированию подростков) задач.

Целью

данного исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения подростков в зависимости от их индивидуально-типологических различий.

Предмет

исследования – типологические особенности профессионального самоопределения подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие сигналы доступа.
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, если знать, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания, цвете кожи и позе. Человек, думающий визуальными образ ...

Факторы формирования впечатлений
Особенностью нашего исследования является изучение данной тематики с точки зрения актуальности полученных ранее результатов на сегодняшний день. Современный контекст, в котором испытуемые формируют представление о личности по предложенным им (оригинальным) чертам, характеризуется высоким темпом изменений (на уровне образа жизни, ценност ...

Психологические основы обучения. Теории обучения
Образовательный процесс, начиная со второй половины XVIII века, становится объектом теоретического педагогического и психологического осмысления. Можно выделить несколько психологических направлений, формулирующих основные положения теории обучения. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в н ...

Категории