Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 3

“Однако конечным итогом религиозного нововведения стала четко выраженная амбивалентность, преобладавшая в отношении к отцу. Якобы направленное на умиротворение бога-отца, оно завершается его свержением с престола и освобождением от него. Иудаизм был религией отца. Христианство стало религией сына. Старый бог отец отступил за спину Христа; Христос, сын, занял его место, именно так, как желал этого любой сын в первобытные времена” [5, с.228].

Новая религия не была больше строго монотеистической. В нее вошли многочисленные символические обряды у окружающих народов, восстановила образ великой матери-богини в виде Богородицы и нашла место для того, чтобы ввести множество фигур политеизма, завуалировав их под святых. Всего этого не было в религии Моисея и Эхнатона. Триумф Христианства, это победа компромисса между старыми и новыми тенденциями. З.Фрейд, однако, считает, что это привело к задержке интеллектуального развития человечества в течение следующих двух тысячелетий, хотя в отношении подавленного Христианство было движением вперед.

В том, что монотеистическая религия оставила такой глубокий след на еврейском народе, что он мог ее сохранить, З.Фрейд видит факт убийства отца, который повторился в отношении личности Моисея. “Это был случай проигрывания вместо воспоминания, как часто бывает у невротиков во время сеанса психоанализа” [5, с.229].

З.Фрейд замечает, что в восприятии Христа, тоже была часть исторической правды, поскольку он был воскресшим Моисеем. Здесь осуществляется другой взгляд на достаточно распространенный сценарий умирающих и воскресающих богов, таких как Осириз, Таммуз, Адонис и др. тогда как традиционное религиоведение усматривает в этом сценарии отражение годовых циклов природы.

История возникновения магометанской религии видится З.Фрейду в следующем: Пророк намеревается полностью принять иудаизм для себя и своего народа. Возвращение единого первоначального отца приносит арабам исключительное возвеличивание их самоуверенности, которая принесла большие политические и военные успехи. В их отказе от традиционной формы иудаизма, а также от христианства и в создании свой собственной монотеистической концепции можно проследить все тот же конфликт отца и сына. Но при этом многие положения старых религий переносятся в новую. Так, например, “Аллах” - имя бога является производным от имени “Элохим”, именем которым называется бог в первых пяти книгах бытия. Само это имя указывает на множественное число и неопределенный род и ближайший по значению перевод - боги. Но внутреннее развитие мусульманской религии по мнению З.Фрейда остановилось, поскольку не хватило глубины, которая в случае евреев возникла в связи с основателем их религии.

С другой стороны глубина компенсировалась изощренной системой ритуалов и кодексов поведения, а также отношением “к неверным”, в которой узнаются отголоски “тотемных войн”.

Обобщая короткое описание трех родственных монотеистических религий возникших из одного источника можно сказать, что их общей функцией является возвращение человеку его внутреннего первоначального отца.

Из теории психоанализа известно, что в ходе эдиповой стадии формируется Супер - Эго, отвечающее за внутреннюю регуляцию поведения человека. Это голос родителей ограничивающий экспансию импульсов Ид. В ходе разрешения эдипальной стадии ребенок переносит свое внимание на поиск значимого другого. И здесь ему становится доступной религиозная модель идеального отца, которая служит надежной защитой против фрустрации и сепараций, возникающих в реальных отношениях. Образ идеального родителя, который никогда не покидает человека ни в жизни ни в смерти, постоянно заботится о нем, но и наказывает, тем самым выражая свою любовь является одной из распространенных детских фантазий эдипова периода. В этом возрасте дети обещают родителям никогда их не покидать и жениться на маме или выйти замуж за папу по достижению зрелого возраста. Это является проекцией желания ребенка о том, чтобы родители не покидали его.

Страницы: 1 2 3 4 5


Патологические характеры
Характер (от греч. harax — черта, примета, признак) — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к окружающей действительности и к самому себе. Характер — это качество личности в целом. При этом «все черты характера являются чертами лично ...

Способы психологической защиты
Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамка ...

Тонический уровень моторного построения и его роль в рисунке
Уровень А самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Уровень А обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев. Правда, есть немногочисленные движе ...

Категории