Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 3

“Однако конечным итогом религиозного нововведения стала четко выраженная амбивалентность, преобладавшая в отношении к отцу. Якобы направленное на умиротворение бога-отца, оно завершается его свержением с престола и освобождением от него. Иудаизм был религией отца. Христианство стало религией сына. Старый бог отец отступил за спину Христа; Христос, сын, занял его место, именно так, как желал этого любой сын в первобытные времена” [5, с.228].

Новая религия не была больше строго монотеистической. В нее вошли многочисленные символические обряды у окружающих народов, восстановила образ великой матери-богини в виде Богородицы и нашла место для того, чтобы ввести множество фигур политеизма, завуалировав их под святых. Всего этого не было в религии Моисея и Эхнатона. Триумф Христианства, это победа компромисса между старыми и новыми тенденциями. З.Фрейд, однако, считает, что это привело к задержке интеллектуального развития человечества в течение следующих двух тысячелетий, хотя в отношении подавленного Христианство было движением вперед.

В том, что монотеистическая религия оставила такой глубокий след на еврейском народе, что он мог ее сохранить, З.Фрейд видит факт убийства отца, который повторился в отношении личности Моисея. “Это был случай проигрывания вместо воспоминания, как часто бывает у невротиков во время сеанса психоанализа” [5, с.229].

З.Фрейд замечает, что в восприятии Христа, тоже была часть исторической правды, поскольку он был воскресшим Моисеем. Здесь осуществляется другой взгляд на достаточно распространенный сценарий умирающих и воскресающих богов, таких как Осириз, Таммуз, Адонис и др. тогда как традиционное религиоведение усматривает в этом сценарии отражение годовых циклов природы.

История возникновения магометанской религии видится З.Фрейду в следующем: Пророк намеревается полностью принять иудаизм для себя и своего народа. Возвращение единого первоначального отца приносит арабам исключительное возвеличивание их самоуверенности, которая принесла большие политические и военные успехи. В их отказе от традиционной формы иудаизма, а также от христианства и в создании свой собственной монотеистической концепции можно проследить все тот же конфликт отца и сына. Но при этом многие положения старых религий переносятся в новую. Так, например, “Аллах” - имя бога является производным от имени “Элохим”, именем которым называется бог в первых пяти книгах бытия. Само это имя указывает на множественное число и неопределенный род и ближайший по значению перевод - боги. Но внутреннее развитие мусульманской религии по мнению З.Фрейда остановилось, поскольку не хватило глубины, которая в случае евреев возникла в связи с основателем их религии.

С другой стороны глубина компенсировалась изощренной системой ритуалов и кодексов поведения, а также отношением “к неверным”, в которой узнаются отголоски “тотемных войн”.

Обобщая короткое описание трех родственных монотеистических религий возникших из одного источника можно сказать, что их общей функцией является возвращение человеку его внутреннего первоначального отца.

Из теории психоанализа известно, что в ходе эдиповой стадии формируется Супер - Эго, отвечающее за внутреннюю регуляцию поведения человека. Это голос родителей ограничивающий экспансию импульсов Ид. В ходе разрешения эдипальной стадии ребенок переносит свое внимание на поиск значимого другого. И здесь ему становится доступной религиозная модель идеального отца, которая служит надежной защитой против фрустрации и сепараций, возникающих в реальных отношениях. Образ идеального родителя, который никогда не покидает человека ни в жизни ни в смерти, постоянно заботится о нем, но и наказывает, тем самым выражая свою любовь является одной из распространенных детских фантазий эдипова периода. В этом возрасте дети обещают родителям никогда их не покидать и жениться на маме или выйти замуж за папу по достижению зрелого возраста. Это является проекцией желания ребенка о том, чтобы родители не покидали его.

Страницы: 1 2 3 4 5


Физиологические основы внимания
Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. И.П.Павлов указывал, что раздражители, сиг ...

Разнообразие взглядов на самооценку.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия. Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джей ...

Результаты проведения исследований
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение. Итак, подсчитаем результаты обследования. При обработке результатов экспериментатор определ ...

Категории