Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 5

В восточных религиях, которые не рассматривал З.Фрейд в своих работах, тоже можно найти очень много элементов невротических проявлений. В силу исторической ситуации восточные религии развивались в более благоприятной политической ситуации и в них нет ярко выраженного конфликта свойственного европейским монотеистическим религиям.

В наиболее распространенной восточной религии, индуизме, сохраняются все слои религиозного сознания; это и анимизм с верой во всеобщую душу всего и разнообразных духов природы, это магические ритуалы тантрического толка, устанавливающие симпатические и парасимпатические связи между звуком, формой, стихиями и человеком, это также и тотемизм - проявляющийся в животных манифестациях божеств. Индуизм сочетает в себе и политеизм и одновременное поклонение одной Высшей реальности обезличенному абсолюту. В некоторых течениях индуизма Высшая реальность предстает как Личность, например, Кришна. Хотя он и Личность, и обладает всеми чертами человеческой личности, но в тоже время он транцендентален, то есть находится вне наших либо связан с материей. В индуизме присутствует также разнообразное количество героев, мудрецов, подвижников, воинов, обычных и необычных людей, йогов, героев представляющих каждую касту. В индуизме присутствуют учения возникшие в ходе откровения богов людям и есть авторитет Вед., священных писаний, бывших в начале устной традицией. Верховный жрец Брахман - тот, кто знает Веды, являлся в древние времена руководителем общины. Лишь потом эти функции сместились к воинам-князьям.

Верховная реальность в индуизме может предстать перед нами или только как мужское начало в виде бога-отца, или только как женское начало в форме Богини-матери, а может предстать как союз мужского и женского начал.

Индуизм является самой древней из сохранившихся на земле религий. Изучая его мы можем видеть временные срезы общественного сознания разных эпох. Индуизм самая демократичная форма религиозного сознания разрешающая своим последователям поклоняться любым богам или одному богу, поскольку Высшая реальность одна и человеческое сознание не может ее вместить целиком, оно выбирает ограниченные объекты для своего поклонения. И все же не смотря на свой эклектизм индуизм все таки обладает единым стержнем - брахманической традицией проповедующей авторитет Вед. Веды почитаются живым знанием и отклонение от священного писания есть отпадение от традиции. Не удивительно, что ортодоксальный индуизм встал в резкую оппозицию к Будде, который отверг авторитет Вед вместе с субстанциональностью реальности. Буддизм был своего рода протестом против жесткого Супер-Эго Брахманизма, а Будда был героем ниспровергающим его. Примерно через тысячелетие после этого, индуисткий святой Шанкара, родоначальник ордена саньясинов, вступил в полемику с буддистами и в свою очередь выиграл у них теологический спор, ниспровергнув тем самым авторитет буддизма. Таким образом функция героя в религиозном аспекте может проявляться как низложение прошлой веры и создание новой. Мессия соединяет в себе качества отца и в то же время является сыном - реформатором. Через какое-то время сын становится отцом для следующего поколения и все повторяется. Сын становясь отцом инициирует адептов в свой круг.

Во всех религиях сложная система посвящения. Инициация является далеким отголоском кастрации отцом сыновей (символической или явной) дабы те не имели возможности обладать его самками. Эта травматическая сцена вытесняется и проигрывается в виде ритуала посвящения, где новообращенный как бы кастрируется для окружающего мира.

В работе “Психология масс и анализ человеческого Я” З.Фрейд говорит: “Вождь массы - все еще праотец, к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета; она, по выражению Ле Бона, жаждет подчинения. Праотец идеал массы, который вместо Я-идеала владеет человеческим Я”. [8, с.333].

Страницы: 1 2 3 4 5 


Категории