Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 2

Одна из распространенных фантазий ребенка в латентном периоде состоит в том, что родители, с которыми он живет - ненастоящие, а настоящих необходимо найти. Поэтому в этот период ребенка захватывают рассказы о путешествиях и странствиях, где ребенок обретает других значимых взрослых, пытаясь справиться с чувствами возникающими на изменение взаимодействия с родителями. Таким образом получается, что образ путешествий героя соответствует латентной стадии развития человека и отражает процесс физического взросления и социализации.

Мы так же знаем из психоаналитической теории, что в латентном периоде происходит вытеснение из памяти событий связанных с ситуацией эдипова периода и до нее; ранние травмы “я” (нарциссические обиды). Следствием травмы с одной стороны является попытка вернуть травму - то есть вспомнить забытые переживания или еще лучше пережить травму заново. Это явление “фиксации” травмы или принудительного повторения. С другой стороны реакции могут преследовать противоположную цель: чтобы ничего из забытых травм не вспоминалось и ничего не повторялось. Мы можем суммировать их как защитные реакции. Их основным проявлением является то, что называется “избеганием”, и что может спровоцировать “угнетенное состояние” и “фобии”.

Травма в детстве может выразиться в невротическом срыве, детском неврозе, сопровождаясь множеством усилий направленных на защиту, и формированием соответствующих симптомов. Возвращение травмы происходит после периода латентности, в генитальной фазе, когда эдипальные конфликты проигрываются на новом уровне.

Таким образом схема возникновения невротического заболевания выглядит следующим образом: ранняя травма - защита - латентность - возникновение невротического заболевания - частичный возврат подавленного.

Эту схему Фрейд применяет для объяснения возникновения монотеизма на примере иудаизма. Действительно, в ходе борьбы Моисея, ставшего отцом народа убивают и тут же защищаются от чувства вины за убийство. Затем следует двухсотлетний период летентности, когда лишь пророки и левиты взывают вернуться к “истинному богу” и возвещают приход мессии.

Затем возникает потребность восстановить истинную религию, как механизм проигрывания травматического содержания - возникает устойчивое невротическое образование на уровне масс религия. Тоже самое мы наблюдаем на примере возникновения христианства. Распятие Христа привело к тому, что “ .чувство вины охватило еврейский народ” [5, с.226]. И один из политико-религиозных функционеров Савл отделяет старую религию иудаизм от новой - христианства и становится Павлом.

“Павел, римский еврей из Тарсуса ухватился за это чувство вины и точно проследил его обратно к первоначальному источнику. Он назвал его “первородным грехом”; это было преступление против бога, которое можно было искупить только смертью. С первородным грехом в мир пришла смерть. Фактически, этим преступлением заслуживающим смерти, было убийство первоначального отца, который впоследствии был обожествлен, но убийство не запомнилось; его место заняла фантазия искупления, и поэтому эта фантазия могла быть провозглашена как откровение об искуплении (благая весть). Сын Господа согласился безвинно быть казненным, и таким образом принял на себя вину всех людей. Это должен был быть сын, так как убит был отец” [5, с.227].

Мы помним, что в религиозной форме сознания появляется четко очерченная фигура героя, который всегда восстает против своего отца и так или иначе убивает его.

“Едва ли стоит сомневаться, что герой и хор греческой драмы представляют того же мятежного героя и компанию братьев; и нельзя оставлять без внимания, что театр в средние века заново начался именно со сценического представления Страстей Господних” [5, с. 227].

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки и клубы по интересам, а также организованы факультативные занятия по многим дисциплинам. В 2006-2007 ...

Теоретические основы изучения представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Представление, как психологическая категория
Для того чтобы наиболее полно и всесторонне изучить представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, нам необходимо более подробно остановиться на таких психологических категориях, как «образ», «представление» и «социальные представления». Понятие образа – сложная, собирательная категория, отражающая определенные я ...

Отечественная школа психологии.
Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в ...

Категории