Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Страница 4

Потребность в авторитете основана на тоске по отцу, которую ощущает каждый с детства и далее, которого побеждает герой легенды, то есть сам человек, создавая тем самым свой персональный миф.

З.Фрейд также описывает механизм отречения от инстинкта в рамках своей структурной модели. По его мнению Эго воздерживается от удовлетворения инстинкта ввиду внешних препятствий, а именно - если оно решит, что данное действие вызовет серьезную опасность для Эго. Таким образом действует принцип реальности, вызывая удержание от удовлетворения.

“Если не возможно уменьшить силу самого инстинкта посредством перераспределения энергии, отказ от удовлетворения инстинкта приводит к длительному напряжению, обусловленному неудовольствием “ .в ходе развития индивида часть сдерживающих сил внешнего мира закрепляется внутри, и в Эго образуется структура, которая противостоит остальной его части через наблюдение, критику и запреты. Мы называем эту структуру Супер-Эго” [5, с.260].

Отказ от удовольствия приносит Эго также и удовлетворение, оно гордится своим отказом от инстинкта.

Когда Эго приносит в жертву Супер-Эго отказ от инстинкта, то оно надеется, что будет вознаграждено большой любовью с его стороны. Осознание заслуженности любви ощущается, как гордость.

Герою в групповой психологии выпадает роль Супер-Эго по отношению к Эго и Ид толпы и тут возникают те же самые отношения, которые строятся между частями психики внутри человека.

Отказ от удовольствия в пользу бога занимающего роль Супер-Эго порождает важный элемент религиозной культуры аскезу. Подвиги “умертвшления плоти” известны в разных традициях. И чем сильней аскеза, тем выше статус подвижника тем ближе он к идеалу Супер-Эго данной конфессии. Состояние компенсации, которое переживает Эго человека за отказ от удовольствия называют благодатью, святостью, а самого человека святым. Так возникает культ святых, людей, отказавшихся от удовольствия во имя своего бога и культ мучеников, пострадавших или погибших за веру, то есть отдавших богу свою жизнь. Подобное является отголоском человеческих жертвоприношений, которые существовали во всех древних культурах на более ранней стадии развития религиозного сознания. В человеческих жертвоприношениях проигрывался основной сюжет убийства отца, но его функцию выполняли либо посвященные жрецы либо захваченные в плен иноплеменники.

Возникает также понятие греха, как компонента запретного желания Ид. Тем самым в религиозное сознание начинает путем проекций выводить на внешний уровень внутренние процессы. Сознание поляризуется; вместе с ним поляризуется и внешний мир. Бог символизирует силы добра и удовольствие от отказа от удовольствия. Дьявол, символ Ид отражает силы зла и удовольствия от нарушения запретов и само удовольствие первоначальных импульсов. Появляются и отрицательные герои - герои служащие силам зла и заботящиеся об удовлетворении своих желаний, игнорирующие интересы окружающих, вызывающие у них зависть и ревность. Возникает невротический конфликт: столкновение желаний и долга. Проигрывание этого невротического конфликта побуждает человека возвращаться к этому неоднократно. Это приводит к возникновению мистерий - невротических сценариев, привязанных к годовым, месячным и суточным циклам, то есть к календарю. Ритуал - являясь повторением невротических сценариев (сравните с ритуалами навязчивости) тем самым защищает человека от тревоги возникающей в результате актуализации прошлой травмы [10, с.176].

“В результате пережитого возникает инстинктивное побуждение, требующее удовлетворения. Эго отказывает в этом удовлетворении, потому что оно парализовано величиной требования или потому, что признает его опасным. Первое основание более просто: оно сводится к избеганию опасной ситуации. Эго отклоняет опасность при помощи подавления. Инстинктивный импульс каким-то образом тормозится, вызывающая его причина со всеми сопутствующими ей чувствами и идеями забывается. Инстинкт сохраняет свои силы и новая пробуждающая причина пробуждает свои требования. Вслед за этим он возобновляет свои требования, и так как путь к нормальному удовлетворению все еще закрывает то, что можно назвать рубцом подавления, то где-нибудь в слабом месте он находит новый путь к тому, что называется заменяющим удовлетворением, которое проявляется как симптом, без ведома, но и без осознания Эго. Все процессы формирования симптомов можно справедливо назвать “возвратом подавленного” [5, с.272]. Возвращение подавленного происходит в сложных религиозных ритуалах, соблюдение которых как бы приобщает человека к богу и является основой религиозной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сопоставление моделей взаимодействия покупателя и продавца.
По результатам некоторых исследований можно говорить о том, что продавец получает удовлетворенность от взаимодействия при использовании определенных типов поведения, причем это может происходить как осознанно, так и неосознанно. Это такие типы поведения, как - пояснительное, - оказание помощи и поддержки клиенту, - поведение понимани ...

Как научиться применению сознательного самовнушения?
Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах: В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, — иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни в коем случае не одновременно. Каждая мысль, овладевающая целиком нашим сознанием, становится для ...

Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Свойства обнаруживаются в процессах, в отношениях и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости - неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к ...

Категории